Общая характеристика дисциплины "Государственное регулирование экономики", страница 14

* Примечание: из данного перечня, включающего и государственные учреждения, следует: госсектор отождествляется с сектором государственного хозяйствования, но не государственного предпринимательства).

К данному перечню следует добавить и все возникшие в 2006-2008 годах «Государственные корпорации» типа «Росатом», Олимпстрой» и др.

В связи с этим Госкомстату России было поручено отражать принадлежность организаций и предприятий к государственному сектору экономики в «Едином государственном регистре предприятий и организаций, а Минэкономразвития РФ разработать систему показателей, характеризующих деятельность государственного сектора экономики Российской Федерации.

Иными правовыми актами Правительства РФ отраслевым министерствам предписывалось, по согласованию с Мингосимуществом РФ, определять величину (процент) чистой прибыли государственных предприятий, подлежащей перечислению в федеральный бюджет.

Порядок управления ФГУпами подробно установлен в ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях от 14 ноября 2002г №161-ФЗ.

О Значении и преимуществах крупных хозяйственных образований под контролем государства - госхолдингов и госкорпораций:

Французский экономист Ф.Перру обосновал в средине прошлого века концепцию «доминирующих единиц». К таковым он относил мощные промышленные корпорации, а главной доминирующей силой называл государство. Частные Монополистические группы неоднородны, развиваются по своему усмотрению и неравномерно, вследствие чего возникает их несовместимость с государственными программами.

В качестве арбитра и координирующей силы должно обязательно выступать государство в целях достижения согласованных действий и гармоничного роста.

Преимущества крупных хозструктур:

1. Совокупность экономически и технологически обособленных предприятий формируется в единый производственно-технологический и организационно-хозяйственный комплекс. Это означает, что восстанавливаются ранее порушенные кооперационные связи при четком определении специализации каждого из предприятий - товарно-модельной, технологической, детально-компонентной. Каждое производственное звено работает не только на себя, но и на конечный результат всего комплекса.

2. Разрешаются ранее непреодолимые проблемы рыночного сбыта продукции, включая выход на международные рынки; портфель заказов формируется на ряд лет вперед благодаря качественному маркетингу и государственной поддержке, исключению недобросовестной конкуренции, налаживанию сервисного обслуживания реализованной технической продукции.  

3. Централизация части финансовых ресурсов в холдинге позволяет содержать и развивать работающий в интересах всех предприятий единый научно-технический потенциал – НИИ, КБ, стендово-испытательную базу и др. инфраструктуру.

4. Повышается системная управляемость предприятий в едином комплексе, инновационность их производственной деятельности, качество выпускаемой продукции и, как следствие, резко возрастает конкурентоспособность товаров и способность госхолдинга противостоять крупным зарубежным монополистическим компаниям и группам на мировых рынках.

5.  Обеспечивается необходимая государственная поддержка в любых возможных формах - государственные заказы, софинансирование проектов, доступность государственной интеллектуальной собственности, строительство необходимых инфраструктурных объектов, экспортно-импортное субсидирование, продвижение продукции на внешние рынки, налоговые и прочие льготы и др. (обособленным же предприятиям государство не может практически оказывать помощь в таких формах).

Тема 6. Государственное регулирование инвестиций и инновационной перестройки экономики

Вопросы:

1. Понятие «Инвестиции» (инвестиционная деятельность) и их виды.

2. Необходимость, содержание и способы государственного регулирования инвестиций.

3. Необходимость и содержание инновационной перестройки экономики.