Общая характеристика дисциплины "Государственное регулирование экономики", страница 24

- введение платы за использования природных ресурсов (НДПИ в добывающих отраслях, плата за биоресурсы и т.п.)

-возмещение вреда и штрафы за нанесение ущерба ОС,

-применение платы за сверхлимитные выбросы,

-налоговые льготы за введение безвредных технологий, или сокращение выбросов в ОС.

-стимулирование разработки и внедрения природоохранных технологий, в том числе с вовлечением госбюджетных средств (господдержка инноваций в системе ПРОС).

-экологическое страхование (для защиты имущественных интересов лиц от экологических рисков).

* Примечание - порядок исчисления и взимания платы за нанесение ущерба «ОС» (нормативы платы) установлены постановлением правительства РФ от 12.06.2003г. №344. При этом внесение платы за ущерб не освобождает от восстановительных работ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Земной шар = единый природный ресурс для человечества и единая экосистема. Следовательно, необходимо глобальное международное регулирование ПРОС.

Значение «Киотского протокола» (подписали более 130 стран, но не подписан США).

Роль эколог. органа ООН = информационная, прогностичекая и рекомендательная.

Тема 10. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Вопросы:

1. Необходимость, содержание и сферы государственного   регулирования внешнеэкономической деятельности (далее-ВЭД).

2. Государственное регулирование внешней торговли.

3. Государственное валютное регулирование - движениякапиталов и текущих операций. Валютный контроль.

4. Платежный баланс государства и его регулирование.

Вопрос №1.

ВЭД - зона фиаско рынка.

ВЭД - сфера глубинных национальных интересов и потому должна регулироваться и контролироваться в интересах а) создания наиболее выгодных конкурентных условий на мировых рынках товаров и капиталов; б) для защиты от неблаговидных, антинациональных действий отечественных компаний.

При этом государство может применять: а) обширный набор административных методов регулирования; б) методы экономического регулирования; в) непосредственно участвовать в ВЭД.

Понятие: госрегулирование ВЭД - это система скоординированного воздействия ответственных органов государства на все процессы ВЭД мерами законодательного, регулятивного и контрольного характера.

Основные формы ВЭД и направления госрегулирования:

-внешняя торговля и торговый баланс,

- международное движение капиталов,

-научно-технический обмен и сотрудничество,

-международное перемещение рабочей силы,

-международная специализация, кооперация производства и  экономическая интеграция,

-валютные, финансовые, кредитные, расчетные операции,

-управление зарубежной государственной собственностью,

-военно-техническое сотрудничество.

Управление ВЭД позволяет решать следующие основные задачи:

-обеспечивать выгодные или приемлемые условия участия, конкуренции на мировых рынках,

-экспортировать избыточную продукцию и импортировать - недостающую,

-осуществлять выгодный обмен капиталами, получать зарубежные кредиты на выгодных условиях,

- участвовать в международных интеграционных процессах,

-заимствовать передовой международный опыт, в том числе получать высокотехнологичную продукцию,

-поддерживать платежный баланс страны и золотовалютные резервы,

- осуществлять научно-техническое сотрудничество,

-осуществлять военно-техническое сотрудничество, экспорт вооружений (за 2008 год - около 10 млрд. $).

Виды регулирования ВЭД:

  -фритредерство (свободный режим торговли),

  -протекционизм (защита национальных интересов);

  -либеральное и централизованно-административное регулирование.

  - национальное и международное, в том числе интеграционное   регулирование (в рамках экономических союзов, блоков).