Общая характеристика дисциплины "Государственное регулирование экономики", страница 18

Формы безработицы:

А) Фрикционная (результат поиска и перемены работы),

Б) Структурная (в отдельных отраслях занятость падает, в других - растет),

В) Циклическая = в период кризисов и депрессии.

Г) Частичная занятость = неполный рабочий день, или неделя.

Формы А+Б+В = естественный уровень занятости.

Авторы учебника признают: фактическая незанятость, как правило, выше «естественного уровня». При этом незанятость 1% работников влечет уменьшение прироста ВВП на 2,5% (А. Оукен).

Мировая статистика свидетельствует о постоянном наличии той или иной доли безработных. При этом 3-5% считается нормальным явлением. Ноябре 2008 г. в США она приближается к 7%.

К.Маркс: капиталистическое хозяйство всегда предполагает наличие резервной армии труда.

Безработица и другие негативные последствия рынка труда обусловливают необходимость обязательного государственного регулирования рынка труда (спроса и предложения рабочей силы). Но последнее напрямую связано с условиями и качеством труда, его оплатой, социальным обеспечением и др., в связи с чем госрегулированию подлежит и рынок труда и весь комплекс трудовых отношений.

Классическая школа: рынок труда регулировать не следует.

Кейнсианство: Чем больше занятость, даже искусственно организованная, тем больше совокупный спрос на товары, тем больше возможный прирост ВВП и наоборот.

Вопрос №2.

В практике всех развитых стран рыночное регулирование трудовых отношений сочетается с государственным регулированием.

Система Институтов госрегулирования трудовых отношений в России включает: а) органы государства; б) совокупность законодательных правовых актов.

Основные органы: Правительство РФ, Минсоцздравразвития, в ведении которого находятся - ФА по труду и занятости, Фонд социального страхования, Пенсионный фонд РФ.

Кроме того = Федеральная инспекция труда (надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства,

Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности и др. надзорные органы в иных отраслях.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

Приняты федеральные законы: Трудовой кодекс от 1.02.2002г.

- ФЗ Об объединениях работодателей от 27.11.2002г.№156,

- ФЗ Об основах охраны труда в РФ от 17.07.99г. №165,

- ФЗ О порядке разрешения коллективных трудовых споров от 23.11. 1995г. №175,

- ФЗ О коллективных договорах и соглашениях от 11.03. 1992 г.   № 2490-1,

- ФЗ Об основах обязательного социального страхования от 16.07. 1999г. № 165,

- ФЗ О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности от 12.01. 1996г. №10. и другие.

Госрегулироание рынка труда и трудовых отношений включает два блока:

1.  Собственно регулирование занятости и рынка труда:

·  Госконтроль рынка труда и занятости,

·  Работа госорганов по трудоустройству (служба занятости),

·  Переподготовка кадров и оргнаборы,

·  Создание рабочих мест в госсекторе,

·  Регулирование миграции,

·  Стимулирование частных компаний по созданию и/или сохранению рабочих мест,

·  Введение т.н. неполной занятости,

·  Стимулирование оттока неперспективных категорий работников,

·  Досрочный выход на пенсию,

·  Реализация ФЦП или РЦП.

·  Взаимодействие в рамках форм социального партнерства,

·  И другие меры = активной трудовой политики.

Пассивная политика занятости: все формы социальной помощи безработным, стимулирование или дестимулирование ускоренного трудоустройства и др. меры.

Госрасходы на активную и на пассивную политику (меры) занятости соотносятся: в США = 1:1; в Швеции=4,5 :1; в Англии =1:1,2; в Канаде =1:2,5. Из этого легко заключить, кто борется с безработицей, а кто с ее последствиями.