Общая характеристика дисциплины "Государственное регулирование экономики", страница 4

Условия и субъекты механизма ГРРР:

Нормативно-правовое обеспечение. В частности, Конституция РФ, федеративные договоры с субъектами РФ, Федеральные законы «Об основах государственного регулирования регионального развития в РФ», «Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий» и др. правовые акты.

Субъекты = все три уровня власти и управления при ведущей роли федерального центра. Непосредственно - Минрегионразвития РФ и администрации Субъекта РФ и МО.

Правовой и организационный порядок взаимодействия их при инициировании, разработке и реализации региональной политики.

- инициирование программ - любой уровень власти, но желательно от региона;

- источники информации для инициирования программ: региональный мониторинг ключевых показателей развития; отчетность региона, прогнозные данные, информация органов надзора и контроля, программные наработки на местах.

- проведение согласований, обоснований и утверждение ФЦП, иных   проектов по развитию региона на заседании Правительства РФ:

- решение ресурсных вопросов, особо по объемам финансирования;

- разграничение ответственных соисполнителей и порядок их   взаимодействия;

- утверждение организационных мероприятий и сроков их   проведения;

- установление порядка отчетности, заслушивания на  правительственной комиссии, способов текущего контроля.

* Примечание: Постановлением правительства РФ от 14.11.2007г. №779 утверждено положение «О правительственной комиссии по оценке результатов деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти». На нее возложен весь комплекс вопросов по утверждению ФЦП, анализу процессов их реализации, отчетности, коррекции, текущего контроля. Ее решения обязательны к исполнению федеральными органами и рекомендательны для региональных органов.

Методы ГРРР: прямые - административно-распорядительные; косвенные - экономическое стимулирование и  финансовая поддержка

Способы, формы, инструменты решения задач ГРРР:

- Нормативно-правовое обеспечение;

- Скользящее прогнозирование и мониторинг региона;

- Планирование и принятие программ (ФЦП, РЦП), проектов;

- Принятие отдельных административно-экономических мер по безотлагательным вопросам;

- Система межбюджетных отношений, субсидирование,   дотирование, выделение субвенций, софинансирование регионов.

- Договорные решения и меры;

- Государственное финансирование объектов инфраструктуры (мосты, дороги, плотины, гидроэлектростанции) и софинансирование иных объектов;

- Использование средств Инвестиционного фонда РФ для решения проблем ЖКХ, особенно аварийного и ветхого жилья и др. (ведение Минрегионразвития);

- Совместное создание ОЭЗ, наукоградов, технопарков;

- Размещение предприятий и др. федеральных объектов, в том числе в составе государственных корпораций, холдингов, а также государственных заказов (стройобъектов, оборонзаказа и др.) в целях развития регионов);

- Совместное формирование привлекательного инвестиционного имиджа региона, использование форм частно-государственного партнерства (совместного финансирования важных объектов).

- Иные меры.

Информация: реализуются в регионах все 4 «нацпроекта» (здравоохранение, образование, доступное жилье, АПК) и ФЦП - по развитию Калининградской области, Курил, Чечни, Дальнего Востока, Забайкалья, «Юг России», «Стратегия развития Севера» и др.

Тема 4. Государственное регулирование денежного обращения и финансовых рынков

Вопросы:

1. Необходимость и назначение денежно-кредитного регулирования. Количество денег, необходимых в обращении.

2. Денежно-кредитная политика государства: порядок разработки и реализации. Ключевая роль Центрального банка России.

3. Денежные агрегаты. Методы и инструменты регулирования денежной массы и денежного обращения.