Общая характеристика дисциплины "Государственное регулирование экономики", страница 12

- передача имущества и имущественных комплексов в хозяйственное ведение или оперативное управление государственных (муниципальных) предприятий и учреждений;

- передача имущества по договору в доверительное управление (например, все атомные ледоколы России были переданы в доверительное управление ОАО «Мурманское морское пароходство»), в том числе долей, пакетов акций в хозяйственных обществах;

- передача имущества в аренду, заем, залог, заклад, безвозмездное пользование, на хранение и.т.п.

Очевидно, что во всех этих вариантах управленческих решений отчуждение объектов собственности не происходит. Изменяются лишь непосредственные субъекты пользования и владения объектами.

Вопрос №4.

Необходимость, сущность и последствия приватизации государственной и муниципальной собственности в РФ

Фактическое крупномасштабное преобразование государственной и муниципальной собственности началось в России со второй половины 1992 года в форме приватизации, не имевшей аналогов в мировой истории по числу, по скорости и по расточительству одновременно приватизируемого массива объектов. 

Только в ходе так называемой ваучерной массовой приватизации в 1992-1994 годах, то есть за полтора года, было приватизировано 112,6 тыс. предприятий и соотношение государственных и негосударственных основных фондов изменилось за это время в пользу последних как 42% против 58%. На рубеже 2000-х годов это соотношение фактически стабилизировалось на уровне 23% к 77%.

Согласно ст.1 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ (третья редакция закона) под приватизацией понимается: «отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц».

Основная цель приватизации - создание необходимых структурных и функциональных условий для перехода к рыночной экономике как наиболее эффективному способу общественного производства.

ИТОГИ: Громко провозглашенные в первой Госпрограмме приватизации (от 11 июня 1992г.) цели – создание широкого слоя частных собственников, обеспечение социальной защиты населения, ускорение роста эффективности производства, формирование эффективной структуры производства и др. или не были реализованы вообще, или же реализованы в уродливой форме.

К примеру, вместо создания конкурентной рыночной среды, возник рыночный рэкет и диктат монополий с неконтролируемым властями ростом цен на все товары. Вместо эффективного роста производства, постоянно до 2000 г. наблюдался абсолютный спад национального производства до общего уровня 50-60% относительно 1990 года.

Крайне нетерпимое положение сложилось и существует с инновационным обновлением всего материального производства. 

Вопрос №5:

Следует четко различать понятия «хозяйственная деятельность» и более узкое – «предпринимательство». Последнее является хозяйственной деятельностью, но сказать обратное нельзя. Хозяйственная деятельность существовала всегда, а вот предпринимательство нет.

Тысячи лет господствовало так называемое натуральное хозяйство. Товарный обмен и производство продуктов для продажи хотя и имели место, но носили вспомогательный характер. Только в период становления капиталистического, в своей основе рыночного, способа производства на западе Европы в 18-19 веках возникает и господствует качественно новая форма хозяйствования – предпринимательская деятельность.

Его специфика: продукты производятся не для собственного потребления, а исключительно для продажи (на рынок) и принимают форму товаров; главной целью производства становится не получение продукта в натуральной форме, в том числе путем обмена, а стоимость в форме денежного эквивалента. И, как писал К.Маркс в знаменитом «Капитале», нужна не просто стоимость, а возросшая (прибавочная) стоимость (денежное выражение последней – прибыль).