Общая характеристика дисциплины "Государственное регулирование экономики", страница 16

- обновление основного капитала во всех отраслях,

- формирование прогрессивной экономической структуры, в том числе региональном разрезе,

- перевод экономики на инновационные рельсы развития,

- обеспечение существенного роста благосостояния граждан,

- обеспечение оборонной и иной национальной безопасности.

Согласно ст.11 ФЗ « Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999г. №39 госрегулирование включает:

А) правовое регулирование условий инвестиционной деятельности (косвенное регулирование) = все методы налогового, таможенного амортизационного, льготы, субсидирование процентов по кредитам на покупку техники и прочее стимулирование.

Б) прямое участие государства в инвестиционной деятельности.

-разработка, утверждение и финансирование инвестиционных программ и проектов,

- прямые инвестиции в предприятия госсектора,

- инвестирование акционерных компаний с получением в зачет долей в уставном капитале,

- строительство спецобъектов, иных объектов инфраструктуры,

- софинансирование проектов через холдинговые компании,  «государственные корпорации» (Росатом, Роснанотех…. и др.),

- софинансирование в рамках государственно-частного партнерства (определить),

- софинансирование в рамках создания и реализации проектов ОЭЗ, наукоградов, технопарков и др.

При этом используются следующие организационно-финансовые формы = так называемые институты развития:

Инвестиционный фонд РФ (решение о создании - от 23.111995г.),

·  ГК «Банк развития» (образован в 2006 г.),

·  ОАО «Российская венчурная компания» (доля 49%),

·  Российский фонд производственных инноваций и др.

·  Совместный с Казахстаном Евроазиатский банк развития -ЕАБР.

Источники финансирования инвестиций:

-частные, в том числе зарубежных инвесторов,

- мобилизация кредитных ресурсов и государственных займов (Облигации и   др.),

- Бюджетным Кодексом РФ предусмотрено финансирование долгосрочных целевых программ, федеральных адресных инвестиционных программ по объектам капитального строительства, ведомственных целевых программ (ст. 179),

- а также - право выделять бюджетные средства для государственных гарантий под кредиты займы различных инвесторов.

Информация: за 2007 год на все 47 ФЦП выделено 523,7 млрд. руб. из федерального бюджета;

Через Инвестиционный фонд РФ на конкурсной основе отбираются и финансируются крупные, в основном инфраструктурные, объекты и программы развития регионов (Урал - промышленный, Урал - заполярный, кольцевая дорога и тоннель в СПб., Развитие Забайкалья, Якутии и т.д… до 20 проектов, - в перспективе до 40-50 проектов).

Объемы финансирования в 2006г - 69,7 млрд. руб.

На 2007-2009 годы планировалось 377,9 млрд.р., фактически уже выделено около 500 млрд. руб.

Также на конкурсной основе отбирают и финансируют объекты из средств ГК «Банк развития» (1-й взнос государства - 230 млрд. руб.) и АКБ «ЕАБР» (1,5 млрд. $ только уставный капитал).

Вопрос №3.

Необходимость инновационного развития

Типы воспроизводства - экстенсивный и интенсивный.

В рамках интенсивного типа - наиболее эффективный фактор = ресурс роста - инновационный путь развития экономики.

Постприватизационное состояние российской экономики в цифрах:

Доля США в мировой наукоемкой продукции составляет - 30%, Германии-17%, Японии- 20%, России - 0,3%, что в десятки раз ниже, чем Мексики, Малайзии, Южной Кореи. Откуда ей быть высокой, если: удельный вес затрат на технологические инновации снизился с 1,8% в 2002 году до 1,4% в 2006 году; суммарные внутренние затраты на исследования и разработки относительно ВВП были в 1995 году 0,85%, а в 2006 году 1,08%; число созданных принципиально новых производственных технологий снизилось за 2000 - 2006 годы в 1,38 раза.