Общая характеристика дисциплины "Государственное регулирование экономики", страница 13

Именно получение максимально возможной прибыли – вот лейтмотив, квинтэссенция капиталистического, или что то же – предпринимательского способа хозяйствования.

Объяснение необходимости госсектора - см. о «фиаско рынка»

Вот лишь некоторые из них:

1. Невозможность удовлетворять основную часть многообразных социальных потребностей граждан (здравоохранение, образование, физическое и культурное воспитание, частично жилищно-коммунальные потребности, обеспечение безопасности граждан, охрана окружающей природной среды и др.) на рыночных условиях.

2. Полное или частичное, продолжительное или временное отсутствие частных инвестиций и предпринимательства в следующих случаях и условиях: в убыточных или низкорентабельных производствах; капиталоемких и долгоокупаемых производствах; в новых наукоемких, высокозатратных и, как правило, высокорисковых отраслях и производствах; в сфере фундаментальных научных исследований и дорогостоящих НИОКР; в сфере инфраструктурных (производственных, транспортных, социальных и др.) объектов общего пользования, в частности - мостов, тоннелей, магистральных автомобильных дорог, каналов, плотин, дамб и иных гидросооружений и др.; в сфере экологической, ядерной, радиационной, фитосанитарной, санитарно-эпидемиологической и прочей общественной безопасности; при необходимости создания не отдельных производств а целых отраслей, научно-технических и прочих комплексов (к примеру, ядерная энергетика и производство, тяжелое машиностроение, ракетно-космическая отрасль, электронная промышленность, оборонные объекты, комплексы вооружений и военной техники и т.д.); в сфере борьбы с чрезвычайными ситуациями, природными стихийными бедствиями, борьбы с терроризмом и обеспечения государственной безопасности и т.п.

3. Невозможность решения социально-экономических проблем отсталых регионов, особенно по причине неблагоприятных природно-климатических условий.

4. Полная индифферентность рыночной экономики и частного предпринимательства к решению «перспективных проблем», отсутствие инвестиций в «будущее», в том числе в предотвращение неблагоприятного хода экономических событий.

5. Неэффективность рыночных механизмов и частного предпринимательства без государственного вмешательства в сферы хозяйственной деятельности, относимой к так называемым естественным монополиям, особенно на стадии их создания - газо-нефте-тепло-водо-трубопроводы, железные дороги, магистральные линии электропередач, электросвязь, космические телекоммуникации, почтовая связь, диспетчерские центры управления в данных и иных отраслях и др.

6. Невозможность решать наиболее актуальные производственные, социально-экономические и научно-технические задачи в ускоренном и системном режиме в связи с особенностями политической, военной и кризисной социально-экономической обстановки (когда «время не терпит»).

Этого перечня вполне достаточно, чтобы понять, сколь велика и незаменима роль государства в экономической жизни любой развитой страны. Сухая статистика свидетельствует, что доля государственного сектора в основных фондах и производстве ВВП всех развитых стран в среднем составляет одну треть.

Содержание (состав) государственного сектора РФ

Состав государственного сектора для практических нужд был установлен постановлением Правительства РФ от 4 января 1999г. №1 за подписью Е.М.Примакова «О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации».

1.  Государственные унитарные предприятия, в том числе казенные.

2.  Государственные учреждения.

3.  Хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находятся в государственной собственности.

4.  Хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находятся в собственности хозяйственных обществ, относящихся к государственному сектору экономики.