Общая характеристика дисциплины "Государственное регулирование экономики", страница 15

Вводные положения: всякое расширенное воспроизводство возможно только через превращение части полученного дохода в капитал (К.Маркс), то есть через процесс накопления капитала.

Накопление = приращение капитала осуществляется через инвестирование средств в любой возможной форме.

Вопрос №1:

Инвестиции = результат инвестиционной деятельности = практическое вложение средств в капитал любой формы с целью получения дохода в будущем.

Очевидно, что инвестирование всегда означает отвлечение средств из текущего потребления во имя будущих доходов (в этом и есть смысл накопления капитала).

Если для частных лиц цель инвестиций - получение дохода, то на государственном уровне = способ обеспечения роста экономики, обновления основных фондов, структурной и инновационной перестройки, создания объектов социальной и производственно-транспортной инфраструктуры, ускоренного развития наиболее проблемных отраслей и производств, разрешения всех проблем «фиаско рынка» и обеспечения вопросов национальной безопасности.

·  Следовательно, государство обязано регулировать инвестиционную деятельность всех хозяйствующих субъектов, направляя ее для решения всех вышеуказанных задач.

Классификация инвестиций:

·  по функциональному назначению:

- реальные = в производительный капитал,

- финансовые= в ценные бумаги, депозиты, ссуды, векселя и т.п.

  в том числе= прямые = с целью контроля компаний

   = портфельные - для получения дохода.

·  по срокам = кратко-средне-долгосрочные,

·  по субъектам = государственные, частные и т.д,

·  по источникам средств = собственные, привлеченные,

·  по возвратности = возмездные, безвозмездные,

·  по объектам = производственные, непроизводственные и др.,

·  по методам осуществления = на экономических или же административных основаниях,

·  по объемам = валовые (включая амортизационные средства) и чистые (за счет прибыли, кредитов).

·  по характеру = централизованные или децентарлизованные,

·   иные…….

Вопрос №2. 

Опыт СССР показал: за счет централизованных государственных инвестиций решаются самые грандиозные задачи -

ракетно-ядерное перевооружение, исследование космоса (в том числе программа Энергия - Буран стоимостью в 15 млрд. долл.)), строительство крупнейших гидроэлектростанций, Бама и др.

Другой - негативный опыт самоустранения государства показал:

С 1991г. по 1998 год включительно наблюдалось ежегодное абсолютное уменьшение инвестиций в основной капитал. В итоге за этот период их величина уменьшилась в 4 раза, а в производственные основные фонды в 6,6 раза. Доля к ВВП =10-12%- в 2,5 раза меньше необходимой; доля в инвестициях всех бюджетов власти - 20-22%, федерального бюджета - 6-10%.

Коэффициент обновления ОПФ = снизился с 6,3% до 1,8%. Отсюда их изношенность до настоящего времени 55-75% в среднем.

Число металлорежущих станков уменьшилось с 118 тыс. ед. в 1980г. до 6,885 тыс. ед. в 2000г и до 5,149 тыс.ед. в 2006 году.

Общий итог - падение ВВП на 40%, промышленного производства до уровня 51%.

При этом «герои - либералы», возглавлявшие экономический блок правительства РФ до 2006 года, рекомендовали: государство не должно заниматься инвестиционной деятельностью.

Госрегулирование инвестиционной деятельности предполагает выработку инвестиционной политики = целенаправленное обеспечение государством инвестиционной деятельности как условия эффективного воспроизводства материальных, природных и людских ресурсов в производственных и непроизводственных отраслях в расширяющихся масштабах.

Инвестиционная политика - это прежде всего определение главных целей инвестирования средств:

- обеспечение устойчивого экономического роста (удвоение ВВП за 10 лет),