Общая характеристика дисциплины "Государственное регулирование экономики", страница 23

- приоритет сохранения природных ландшафтов,

- воспитание экологической культуры и борьбы граждан за сохранение ОС и животного мира.

Экологические проблемы касаются всех органов власти и всех граждан. Вместе с тем, каждое государство образует непосредственно ответственные госорганы за госрегулирование ПРОС, создание и обеспечение действия правовой базы.

В России - главный рабочий орган - Министерство природных ресурсов и экологии (Минприроды РФ).

В его ведении находятся:

ФС по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды,

ФС по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) с терорганами,

ФА Водных ресурсов,

ФА лесного хозяйства,

ФА по недропользованию (Роснедра.

ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Основные его функции (см. в следующем вопросе).

Кроме того, «ФА кадастра объектов недвижимости» (ведение-Минэкономразвития) осуществляет объемную работу по оставлению государственного кадастра недвижимости, в то числе природных объектов.

Госкадастр природных объектов - это свод экологических, экономических, организационно-технических показателей, характеризующих качество и количество природных ресурсов, состав и категории их пользователей.

Вопрос №3.

Основные направления и функции МПР РФ и других органов по госрегулированию ПРОС:

1.  Административные функции и меры:

-наработка правовой и методической базы ПРОС,

- мониторинг по вопросам ПРОС,

- осуществление текущего и перспективного регулирования ПРОС,

- прогнозирование и планирование (ФЦП),

-проведение экологических экспертиз, заключений,

-проведение экологического нормирования, стандартизации,  лицензирования, аудирования,

- осуществление текущего надзора и контроля,

-ведение кадастра природных объектов и ресурсов,

-применение мер ответственности за нарушения экологического   законодательства.

-обеспечение государственного финансирования мероприятий   ПРОС. И др.

Применяемые меры ответственности:

 -отзыв, или приостановление лицензии на право   природопользования,

 -штрафные санкции, возмещение нанесенного ущерба и др.

 -меры административной (40 видов правонарушений -гл.8 КОАП), имущественной, дисциплинарной и уголовной ответственности (17 видов уголовных правонарушений - гл.26 УК).

Иски о компенсации вреда - в течение 20 лет имеют силу.

Экологическая экспертиза проводится -для выработки правовых актов, для вынесения решений по проектам, для определения нанесенного ущерба и возмещения потерь, предъявления судебного иска.

Ключевое значение выработки нор и нормативов:

Должны вырабатываться на основе современных научных достижений и эмпирических данных, а потому комплекс работ включат:

-проведение НИР по вопросам ПРОС,

-проведение экспертиз,

-обоснование, утверждение и опубликование норм и нормативов,

-порядок и время пересмотра норм и нормативов,

-оценку результатов от применения данных нормативов,

- формирование и ведение информационной базы,

-осуществление надзора и контроля за выполнением норм и   нормативов.

Классификация норм и нормативов:

-предельные (ПДК) и допустимые (лимитные) нормы выбросов веществ и микроорганизмов в ОС,

-нормы образования отходов производства и потребления,

-нормы допустимого физического воздействия = тепла, пара, шума, вибрации, излучений, эл.магнитного поля и др.,

-нормы допустимого изъятия компонентов природных ресурсов = порубки леса, забора воды, вылова биоресурсов и др.

По принадлежности все эти нормы и нормативы оговариваются в лицензиях (договорах) на природопользование.

Экономические методы госрегулирования ПРОС:

 -проведение экономической оценки природных объектов и оценки нанесенного вреда ОС,