Искусство управления. Отношения между людьми, страница 9

Некоторые начальники к предложениям что-либо усовершенствовать относятся так, как будто это подрывает их авторитет. Такой руководитель считает, что все подумают: а почему он не выдумал это новшество, не способен? Но так относиться к новым идеям нельзя. Наоборот, каждый должен знать: его предложение что-то изменить будет внимательно рассмотрено. Следует поддерживать стремление подчинённых к преобразованиям. Поощрение новых идей способствует новому труду и делает работу интереснее, т. к. всё больше сотрудников задумываются об улучшениях и усовершенствованиях.

          Координаторы

Без преувеличения можно сказать, что штат так называемых координаторов – символ предприятия, где дела идут неважно. Постройте работу так, чтобы не нужны были люди только для координации чего-либо.

          Вопрос жизни и смерти

Любая организация напоминает пирамиду: чем выше – тем больше платят и интереснее работать. Но вместе с тем, чем выше – тем меньше свободных мест. Поэтому страсти неизбежно накаляются, когда кто-то быстро продвигается по служебной лестнице, получает новый пост: многие прочили себя на это место. Советуем быть очень внимательным при решении повысить кого-либо по службе. Если вас заботит нравственная сторона взаимоотношений в коллективе, стремитесь, чтобы сверхсправедливость вашего выбора была очевидна для всех.

          Не старайтесь победить…

Скандалы и споры всегда относятся не дёшево. Едва ли кто реально в них побеждает. Остаётся ощущение, что виной всему чья-то злая воля. Избегайте столкновений как огня. Научитесь владеть собой. Переборите свою гордость. Несмотря ни на что, постарайтесь понять точку зрения своего собеседника, его опасения и затруднения. Это непросто, но покажите себя человеком отзывчивым, и вы почувствуете, как он станет более покладистым. И окажется, что и он способен понять вас, ваши надежды, беспокойство и трудности. Только так можно избежать обострения отношений. Попробуйте!

          Физическое здоровье

Чтобы ежедневно справляться со своими задачами, руководитель должен быть здоров и вынослив. Настроение и поведение одного подчинённого не предсказуемо, другому приходится несколько раз объяснять задание, прежде чем до него дойдёт, третий… И все редко бывают довольны жизнью – каждому хочется большего. Что-то, что, казалось, удалось уладить сегодня, может неожиданно «вспыхнуть» завтра. От подчинённых жди только неприятностей: ошибки, «проколы», просчёты…

          О СТРУКТУРЕ

          Централизация

На некоторых предприятиях руководители всех цехов и отделов – и научно-исследовательского, и производственного, и финансового, и сбытого – подчиняются непосредственно директору.

          Децентрализация

          Чем больше предприятие разрастается, тем становится труднее им управлять централизованно. И тогда нужно переходить от единоличия к рассредоточению, перераспределению власти, т.е. к организации, которую мы называем «федерально децентрализованной». При такой форме управления подразделения полностью самостоятельны, отделы и цеха работают как автономные учреждения. Во главе каждого стоит управляющий, который отвечает за всё на своём участке: снабжение и производство, финансы и сбыт и т.д. Управляющие подотчетны генеральному директору.

          За распределение полномочий между руководителями подразделений и наделению их большей самостоятельностью вовсе не следует упразднение центрального аппарата. В большинстве случаев его усиливают, т. к. теперь он отвечает за экономику, создание новых дочерних предприятий и слияние старых, подбор руководителей отделов и цехов и т.д.

          Преимущества

При новом подходе внимание и усилия руководителей цехов и отделов нацелены на конечные результаты работы их подразделений. А при центральной системе чьи-либо удачи или неудачи скрыты за цифрами общих расходов и общих доходов. Поэтому разделите сферы влияния между руководителями, сделайте их самостоятельными,  внедрите новый принцип управления (подробно о нём мы поговорим в главе «Как управлять людьми»). Такая организация может «саморегулироваться»: действия менеджера диктуются не боссом, а насущными задачами отдела или цеха.