Искусство управления. Отношения между людьми, страница 10

          Кстати, чем раньше человек получает самостоятельность, тем лучше: со временем из него вырастет настоящий лидер.

          Новые формы

В последние годы значительно изменился подход к формированию структуры предприятия. Непроизводящие отрасли, такие, как транспорт и торговля, большое место в организации работы которых занимают компьютеры, и некоммерческие общественные институты, такие, как транспорт и торговля, большое место в организации работы которых занимают компьютеры, и некоммерческие общественные институты, такие, как здравоохранения, вооружённые силы, образование, правительственные учреждения, сейчас приобретают всё более важное значение в развитых странах. Эти организации не поддаются децентрализации, но управлять ими централизованно тоже невозможно: они слишком велики. Эти новые структуры потребовали создания и новых принципов управления.

          «Ложная» децентрализация

          В новых организациях, слишком крупных для того, чтобы ничего в них не менять, отделы настолько взаимосвязаны и взаимозависимы, что механически их нельзя разделить. Для таких учреждения подходит система «ложной» децентрализации. Чтобы их контролировать вводятся условные цены на работы и услуги всех подразделений, деятельность которых невозможно измерить показателями прибыли и убытка. Очевиден компромисс. Этот «арбитр», эта оценка труда, - неизбежно произвольная цифра. Способность и итоги работы руководителей оцениваются этими условными ценами, другого выхода нет.

          Империи обслуживания

На крупных предприятиях вспомогательные (функциональные) службы, такие, как отдел снабжения, плановых, бухгалтерия и др., подчиняются одному из заместителей директора, который руководит ими из «штаб-квартиры» - главное здание предприятия – и старается объединить под своим началом вспомогательные функции и других отделов.  Здесь кроется причина многих неурядиц, т.к. давно замечены склонности боссов вспомогательных служб к созданию целых империй из своих отделов и не заинтересованность во взаимодействии с основными отделами и цехами, о которых мы выяснили уже, что именно они производят товары или предоставляют услуги и их деятельность является основополагающей для создания фирмы.  Постарайтесь не дать разрастись империи обслуживания. Как? Работники вспомогательных подразделений должны входить в тот цех или отдел, где в их условиях нуждаются, и подчиняться непосредственно главе этого цеха или отдела, а не заместителю директора над всеми функциональными подразделениями, который распоряжается ими из «штаб-квартиры».

          Запомните: заведующий любым вспомогательным отделом не должен стоять выше руководителя отдела, занимающейся основной деятельностью.

          Прагматический подход

Мы говорили о централизованной и децентрализованной структурах организации. Упомянули также о «ложной» децентрализации. Нельзя, тем не менее, забыть, что структура каждого предприятия должна соответствовать его задачам. Универсального, идеального типа, который можно  было бы рекомендовать всему современному предпринимательству или общественным институтам, не существует. Каждому предприятию нужно разработать собственную, наиболее подходящую для себя структуру.

          КАК СКОЛОТИТЬ КОМАНДУ

Управлять в одиночку ни меленьким, не большим предприятием невозможно. Только надёжной команде удаётся справится с этой задачей.

          Обязанности должны быть строго распределены между членами команды.

          Несмотря на то что каждый в команде хорошо знает свою «роль», вс несут равную ответственность за работу. Отношения между членами команды нужно строить на взаимопонимании, не должно быть места жалобам друг на друга. При общении с «внешним миром» члены команды должны быть единодушны.

          Хорошая команда обычно не велика.

          Большой разницы между членами команды в зарплате не должно быть. И по положению они должны быть приблизительно равны. Хотя место каждому из них обычно чётко определено, все должны быть готовы заменить друг друга, если в этом будет необходимость. Работа командой помогает воспитывать руководителей. И это в свою очередь решает проблему преемственности: если глава предприятий отлучится или оставит фирму найдётся кем его заменить.