Государственное регулирование экономики: Учебно-методическое пособие

Страницы работы

Содержание работы

Министерство образования и науки Украины

Харьковский национальный университет

им. В.Н. Каразина

Мирясов Ю.А.

Государственное регулирование экономики

учебно-методическое пособие

для студентов заочной и дистанционной формы обучения

Харьков 2008

Содержание

Введение.

Тема 1. Необходимость и теоретические основы государственного регулирования экономики.

Тема 2. Объекты и субъекты государственного регулирования. Органы государственного управления в системе ГРЭ.

Тема 3. Обоснование перспектив экономического развития. Государственное прогнозирование и программирование.

Тема 4. Макроэкономическое планирование.

Тема 5. Финансово-кредитное регулирование экономики.

Тема 6. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.

Тема 7. Научно-техническая политика государства.

Тема 8. Инвестиционная политика государства.

Тема 9. Структурная политика государства.

Тема 10. Государственная политика регулирования цен.

Тема 11. Социальная политика государства и ее эффективность.

Тема 12. Региональная политика государства.

Список рекомендуемой литературы.

Введение.

Практика государственного регулирования в развитых странах за последние десятилетия свидетельствует, что желаемых результатов можно достичь при условии рационального совмещения рыночных механизмов и эффективного государственного управления экономикой. Государство обеспечивает стабильность экономического, политического и социального развития общества. Особенно важна роль государства для стран с переходной экономикой, в которых еще сильны административно-командные тенденции, восприятие государства как основного элемента хозяйственной жизни. Однако государство должно только дополнять рыночные методы регулирования, компенсировать те «пробелы», которые существуют в рыночной экономике. Поэтому для многих стран, в том числе и для Украины важным является постепенный отход государства от выполнения всех экономических функций, освобождение простора для частной инициативы, свободного предпринимательства. В данном пособии рассмотрены основные направления государственного участия в рыночной экономике, те сферы деятельности, в которых государство должно содействовать рынку, осуществляя общую экономическую политику. Кроме теоретических основ государственного регулирования, важнейшими являются действия государства в разработке стратегических направлений развития, реализуемых с помощью государственного прогнозирования, программирования и планирования. Далее рассмотрены виды государственной экономической политики, среди которых денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика являются всеобъемлющими, «универсальными» методами воздействия на экономику. После этого внимание уделено отдельным, более конкретным направлениям государственного регулирования в тех или иных областях социально-экономической жизни общества.

Тема 1. Необходимость и теоретические основы государственного регулирования экономики.

1.  Развитие теории  и практика государственного регулирования экономики.

2.  Необходимость государственного регулирования.

3.  Цели и функции государства в рыночной экономике.

          1. В истории развития экономической мысли были различные взгляды на роль и участие государства в экономической деятельности.

Меркантилисты (ХVII – XVIII вв.) отводили государству активную роль в экономической жизни с целью накопления богатства в стране, пополнению государственной казны. Государство должно было регулировать внешнюю торговлю, поощрять экспорт, сдерживать импорт, способствовать притоку денег в страну. Ранний меркантилизм отстаивал необходимость расширения колоний, и обогащения за их счет метрополии. Поздний меркантилизм делает акцент на развитии производства и увеличении экспорта готовой продукции в другие страны, для достижения положительного торгового баланса страны.

Классическая теория невмешательства в экономику (XVIII – XIX вв.) опирается на идеи А.Смита, который утверждал, что только «свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство». Роль государства с точки зрения классиков должна сводиться лишь к защите человека и его собственности, гарантиям экономических свобод – свободе выбора вида деятельности, свободе конкуренции, свободе торговли, не участию в экономической деятельности.

Кейнсианство в 30-е гг. ХХ в. опровергает взгляды классиков на роль государства. Кейнс доказывает, что государство должно быть активным участником  рыночных отношений по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые обеспечили бы бескризисное развитие экономики. Кейнс предлагает несколько инструментов – активная бюджетно-налоговая, гибкая денежно-кредитная политика, прямое создание государством рабочих мест, которые воздействуют на совокупный спрос, объемы производства и занятость.

Неоклассические теории монетаризма и экономики предложения  и в 70-е гг. ХХ в. вновь настаивают на ограничении роли государства, отказе от воздействия на экономику через регулирование спроса и использовании вместо этого косвенных мер воздействия на предложение. Экономический рост зависит от накопления капиталов и инвестиций, поэтому нужно снижать налоги, которые ограничивают инвестиционную активность, и стремиться снизить инфляцию, которая удорожает кредит и затрудняет использование заемных средств.

Неокейнсианцы доказывают, что циклические колебания и инфляция вызываются изменением в совокупных расходах и денежной массе, поэтому государство должно стремиться к стабилизации экономики при активном использовании бюджетно-налоговой политики.

Т.О. диапазон взгядов – полное невмешательство, ограниченная роль государства (регулирование денежной массы, ставки процента), активная роль государства при использовании различных видов экономической политики.

          Практика регулирования экономики государством также достаточно многообразна. Пассивная государственная экономическая политика существует и до становления рыночного хозяйства, когда государство выполняет в основном военно-политические функции (порядок, границы, пошлины, законы…) Активная государственная экономическая политика начинается в ХIХ в.:

- первые кризисы и обострения ведут к усилению роли государства в развитии инфраструктуры (порты, связь, ж/д, военные заказы) для сглаживания кризисов;

- разработка трудового, налогового, торгового и социального законодательства, первые государственные объекты в сырьевых и инфраструктурных отраслях;

- централизация капиталов, слияние государственных и частных капиалов в ГМК, его влияние на экономику (период 1 мировой войны);

- государственное управление экономикой. В СССР с 30-х, в Западной Европе в 50-е гг. растет госсектор, идет национализация производства.

- успехи и провалы в области именно регулирования, «точной настройки» по рецептам кейнсианства, в дальнейшем откат в сторону монетаристских идей;

Похожие материалы

Информация о работе