Государственное регулирование экономики: Учебно-методическое пособие, страница 20

Государственное региональное управление осуществляется на двух уровнях: государственное региональное управление в областях и регионах и местное самоуправление в городах, селах и поселках. Государственные органы управления концентрируют свою деятельность на создании и усовершенствовании законодательной базы. Местные органы самоуправления самостоятельно разрабатывают, утверждают и выполняют местные бюджеты. В развитых странах при формировании местных бюджетов используются либо принцип бюджетной эквивалентности, либо принцип национальной солидарности. Принцип бюджетной эквивалентности (налоговой справедливости) – местные бюджеты увеличиваются пропорционально увеличению сбора налогов на данной территории. Принцип национальной солидарности – финансовые возможности всех территорий и регионов в стране примерно одинаковы. Доходы местных бюджетов формируются из налоговых поступлений и сборов, предусмотренных Законами Украины «О Государственном Бюджете», «О местном самоуправлении». Также возможно финансирование из государственного бюджета в виде субсидий и субвенций. Субсидии предоставляются для покрытия дефицитов местных бюджетов и обеспечивают местным органам власти относительную свободу в использовании данных средств. Субвенции – это субсидии целевого назначения, выдаваемые местным органам власти для финансирования определенных программ и проектов. Регионы, которым необходимы субсидии, определяются по различным критериям и показателям (уровень безработицы, высокая загрязненность и др.). Главным направлением расходов местных бюджетов является обеспечение функционирования предприятий социально-культурного и бытового назначения, жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение выполнения функций государственного управления, судопроизводства, охраны общественного порядка, содержание предприятий коммунальной формы собственности, социальное обеспечение населения.

В Украине пока что большая часть региональных бюджетов перераспределяется через государственный бюджет. Бюджет г.Киева получает примерно 13% от общего объема средств, перераспределяемых государством (из 25 областей). К «богатым» территориям, где показатели налоговых сборов на человека выше среднего в Украине относят Киевскую, Запорожскую, Днепропетровскую, Донецкую, Полтавскую, Сумскую и Харьковскую области. Большинство административно-территориальных единиц относят к категории «бедных». Необходимо более четкое определение уровня централизации и децентрализации бюджетной системы, определение оптимальных пропорций в распределении доходов и расходов сводного бюджета между государственным и местными бюджетами. Одним из направлений региональной политики является проведения административной реформы в Украине, совершенствование административно-территориального деления страны. Со времен СССР Украина разделена на 25 областей, что не дает возможности проведения рациональной и взвешенной государственной региональной политики. Сейчас продолжается работа над более точным делением на регионы, формируемые по критериям соответствия размещению межотраслевых территориально-промышленных комплексов, наличию ресурсов, уровню развития и концентрации отраслей. Предположительное деление страны будет включать 6 – 9 регионов.

          Одним из направлений региональной политики является создание государством свободных экономических зон (СЭЗ) и территорий приоритетного развития (ТПР). Это формы хозяйственной деятельности на территории страны, в границах которой установлены особые правила. Под особыми правилами может пониматься упрощение режима сбора налогов и таможенных пошлин, проведения валютно-финансовых расчетов, как для резидентов, так и для иностранных граждан, предприятий и организаций, льготное кредитование субъектов, находящихся на данной территории. Целью создания ТПР выступает ускоренное развитие территории за счет внутренних возможностей при помощи государства, преодоление отсталости, увеличение занятости в регионе. Целью создания СЭЗ является привлечение иностранных инвестиций, внедрение передовых технологий, увеличение производства экспортной продукции, развитие инфраструктуры, получение управленческого опыта. В мире насчитывается около 20 типов СЭЗ. Среди основных типов выделяют зоны внешней торговли, зоны экспортного развития, технологические и специализированные зоны. Зоны внешней торговли направлены на усиление внешнеторгового потенциала страны. К ним относят зоны свободной торговли, сервисные зоны по экспорту услуг, локальные таможенные зоны, зоны транзитной торговли. Зоны экспортного развития создаются для стимулирования внутреннего производства. В их числе выделяют экспортные и импортные производственные зоны. Технологические зоны – это центры по разработке новых технологий, проведению НИОКР. Здесь выделяют технопарки, технополисы, инновационные зоны. Специализированные зоны – зоны с выбранным иным упрощенным видом деятельности – страховые, туристические, банковские зоны (офф-шоры). На территории Украины созданы и функционируют несколько типов СЭЗ и ТПР, продолжается разработка соответствующего законодательства и регулирования их деятельности.

Основные понятия: регион, региональная политика, направления региональной политики, местные органы самоуправления, субсидии, субвенции, зоны внешней торговли, зоны экспортного развития, технологические и специализированные зоны.

Список рекомендуемой литературы:

Бабашкина А.М. Государственное регулирование экономики. – М.: Финансы и статистика, 2003.

Бандурка О.М. Державне регулювання економіки. – Харків:Університет внутрішніх справ, 2000.

Вельфенс П. Основы экономической политики. – Институт социальной экономики РАН. – СПб, 2002

Дідківська Л.І. Державне регулювання економіки. – К.: Знання -Прес, 2000.

Дмитриченко Л.И. Государственное регулирование экономики: методология и теория. – Донецк, УкрНТЭК, 2001.

Михасюк І.Р. Державне регулювання економіки. – К.:Атіка, 2002.

Петров А.Н., Демидова Л.Г. Государственное регулирование экономики. Ч.1. – С.-Пб.: Знание, 1999.

Стеченко Д.М. Державне регулювання економіки.– К.: ВІКАР, 2003.

Столяров И.И., Мысляева И.Н. Государственное регулирование экономики. – М.: МГУ, «Дело», 2001.

Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора /пер. с англ. – М.: ИНФРА, 2001.

Чистов С.М., Никифоров А.Є. Державне регулювання економіки. – К.:КНЕУ, 2002.