Поскольку на рынке сельскохозяйственной продукции цены зависят от урожайности, имеет место циклическое ценообразование - в неурожайные годы цена на продукцию растет, а в урожайные - снижается. Поэтому государство стремиться поддерживать относительную стабильность этих цен, а также обеспечивать уровень цен на уровне, достаточном для безубыточности или расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве. С помощью регулирования этих цен государство также может влиять на структуру и объемы производства в сельском хозяйстве. Основным методом регулирования цен выступают товарные интервенции – закупка излишков продукции государством в урожайные годы для противодействия снижению рыночных цен, продажа товарных запасов государством в неурожайные годы для противодействия резкому росту цен. Для этого используются несколько видов цен. В Украине это: 1) Гарантированная или интервенционная цена, которая выступает нижним уровнем цены для основных видов сельскохозяйственной продукции. Эта цена включает средний уровень затрат и минимальный уровень прибыли для среднестатистического хозяйства. Она является стартовой для биржевых торгов и определяет интервенционную политику государства: если цены низкие – государство скупает излишки продукции у производителей по данной цене. 2) Эквивалентная цена должна обеспечивать среднюю норму прибыли на авансированный капитал, включая рентный доход. Она рассчитывается на уровне средней нормы прибыли основных отраслей промышленности, связанных с сельским хозяйством (машиностроение, энергетика, химическая промышленность). Эта цена должна обеспечивать рентабельность сельского хозяйства и ликвидировать «ножницы цен» между промышленностью и сельским хозяйством. 3) Цена стимулирования производства устанавливается на отдельные виды продукции в единичных случаях. Она применяется при возникновении дефицитов на отдельных рынках в долгосрочном периоде и стимулирует производство определенных сельскохозяйственных предприятий. Также для регулирования цен могут использоваться: кредиты для финансирования производства – проданный по высоким ценам урожай окупает кредит, если же цены низкие, то фермер передает урожай государству по гарантированным ценам, рассчитывается за кредит и получает прибыль, которая заложена в гарантированных ценах. Субсидирование производства – помощь производителям для стимулирования производства. В ЕС субсидии достигают1/2 цены, увеличивают производство в 2 – 2,5 раза и обеспечивают работу многих хозяйств, деятельность которых была бы просто нерентабельной.
К недостаткам государственного регулирования цен в сельском хозяйстве относят:
- большой лаг между изменением цен и соответствующей реакцией отрасли;
- отрицательную эластичность производства – в условиях снижения цен происходит расширение производства фермерами для поддержания прежних доходов;
- увеличение непроизводительных затрат государства по закупке и хранению продукции при длительном расширении объемов производства.
В понятии рыночных структур выделяют несколько типов организации рынков: чистая и монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. В условиях монополии производитель может, меняя объемы производства добиваться нужного ему уровня цены. Причинами монополизации: могут быть отсутствие близких заменителей товара на рынке, уникальность товара – естественная монополия; высокие входные барьеры в отрасль – обладание патентами, лицензиями, большие затраты капитала – технологическая монополия; исключительные права на владение уникальными природными ресурсами – природная монополия. Государство либо борется с монополизмом, либо берет деятельность монополии под свой контроль. Для определения степени монополизации рынка и распределения рыночной власти используется индекс Герфиндаля – IH=Σk2 – сумма квадратов рыночных долей (в %) всех субъектов рынка в общем его объеме. Так, если на рынке только одна фирма (доля рынка 100%), то IH=1002=10000. Рынок считается конкурентным, если IH≤1000. Рынок считается монополизированным, если IH≥2000. Если монополия экономике необходима, то государство может использовать различные способы регулирования цен монополиста, каждый из которых, вместе с тем, имеет свои недостатки. 1) Метод предельных издержек. Государство требует установления цен монополистом на продукцию на уровне предельных издержек. Тем самым обеспечивается эффективный с точки зрения народного хозяйства объем производства и потребления продукции монополии. С другой стороны, это часто ведет к убыткам и необходимости субсидирования монополии государством. 2) Метод средних издержек. Цена устанавливается на уровне средних издержек предприятия, а вся прибыль за исключением нормальной изымается. Здесь продукции может быть произведено меньше, по сравнению с потребностями рынка, а монополист не заинтересован в минимизации издержек производства. 3) Метод установления потолка цен – когда государство определяет максимально возможную цену, которую может установить монополист на свою продукцию. Этот способ может привести к дефициту продукции на рынке. 4) Метод свободных цен используется редко. Здесь предприятие-монополист после каждого повышения цены обязано давать объяснения антимонопольному комитету, который может отклонить эти изменения цены. Достаточно жестко государство следит за случаями ценовой дискриминации – продажи одинаковых товаров по разным ценам различным группам потребителей, в зависимости от их платежеспособности.
Государственное ценовое регулирование в Украине регламентируется специальным законодательством: Законами «О ценах и ценообразовании», «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности», указами Президента, постановлениями правительства. Ценовое регулирование в Украине проводится Министерством экономики Украины, Министерством связи, транспорта, комиссией по вопросам энергетики и управлениями по вопросам ценовой политики местных органов исполнительной власти.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.