Регулирование экономических процессов на микроуровне составляет неотъемлемую часть политики государства. Так или иначе, все инструменты, используемые государством для воздействия на формы и результаты распределения ресурсов, ориентированы на изменение структуры экономики – соотношения и взаимосвязей между различными элементами экономической системы. Поэтому микроэкономическое регулирование часто называют структурной политикой. Возможно выделение нескольких типов структуры экономики. В целом на уровне всего народного хозяйства можно говорить о воспроизводственной структуре, которая характеризует соотношение между производством средств производства и производством предметов потребления. Оптимальное соотношение пропорций воспроизводства должно поддерживаться государством в каждый момент развития экономики. Социально-экономическая структура характеризуется соотношением в экономике частной, коллективной и государственной собственности, возможным преобладанием одной из них. Структура экономики по степени концентрации капитала выделяет крупные предприятия и корпорации, средние предприятия и малый бизнес, соотношение между ними в экономике и долю в создаваемом ВВП. Отраслевая и региональная структура выделяет соотношение в экономике базовых, обрабатывающих отраслей и сферы услуг, их размещения по территории страны.
В зависимости от типа отраслей и формы собственности государственное регулирование структуры экономики проводится в виде прямого государственного управления объектами или косвенного воздействия на их деятельность. В процессе формирования прогнозов, индикативных планов учитывается потребность и обеспеченность отраслей необходимыми ресурсами, составляется план количества, качества продукции, номенклатура товаров по группам, их ассортимент. Качество продукции регулируется с помощью государственной системы стандартизации и сертификации.
Регулирование структуры экономики осуществляется соответствующими министерствами и ведомствами. Оно включает:
- выявление приоритетных отраслей экономики и содействие их развитию;
- рациональное территориальное размещение отраслей и предприятий;
- проведение антимонопольной политики государством;
- определение наиболее эффективной формы собственности предприятий и отраслей, их приватизацию или огосударствление.
В общем виде производственный сектор в экономике можно разделить на отрасли, связанные с добычей ресурсов, отрасли, связанные с переработкой этих ресурсов и изготовлением готовой продукции, сферу услуг, связанную с созданием информации обслуживанием производства и обслуживанием людей. Объектами государственного регулирования отраслевой и региональной структуры являются межотраслевые комплексы - единые хозяйственные системы, состоящие из группы взаимосвязанных отраслей и призванные обеспечить потребность национальной экономики в определенном виде конечной продукции. В состав межотраслевых комплексов входят: топливно-энергетический комплекс, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, строительный, агропромышленный, транспортный. Соответственно, в рамках каждого межотраслевого комплекса выделяются отдельные отрасли. В составе топливно-энергетического – электроэнергетика, нефтедобывающая, газодобывающая, угольная промышленность. Металлургический - черная и цветная металлургия. Химико-лесной – деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность. Машиностроительный комплекс – тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, точное машиностроение. Строительный – производство стройматериалов, строительных конструкций, строительство и архитектура. Агропромышленный – растениеводство и животноводство, легкая и пищевая промышленность. Транспортный – железнодорожный, трубопроводный, автомобильный, авиационный, речной и морской транспорт. Топливно-энергетические, металлургические отрасли и сельское хозяйство относят к базовым или первичным отраслям. Их наличие и уровень развития определяет ресурсный потенциал экономики. Особое значение сейчас принадлежит третьему сектору экономики – сфере услуг. Роль этого сектора становится все больше на этапе перехода стран к модели постиндустриального развития, когда постепенно сокращается удельный вес отраслей первой группы, но быстро растет роль третьего сектора, включая различные виды услуг – информационных, финансовых, научно-технических, коммуникационных.
Конкурентная (антимонопольная) политика государства – одно из средств, с помощью которого достигается оптимальная структура экономики по степени концентрации капитала. Она представляет систему мер, цель которых – предотвратить подрыв или искажения конкуренции со стороны фирм, обладающих рыночной властью. Среди основных мер конкурентной политики выделяются меры по коррекции поведения, запрещающие антиконкурентные действия, и реструктуризация монопольных отраслей и предприятий. К подрывающим конкуренцию действиям относят:
- соглашения о фиксировании цен и разделе рынков между фирмами;
- соглашения об исключительном праве поставки или распределении продукции, навязываемые доминирующими компаниями своим партнерам;
- использование демпинговых цен, разоряющих конкурентов;
- ценовую дискриминацию – установление различных цен для разных групп потребителей.
В данном случае государством проводится реструктуризация - разделение крупной компании на ряд независимых фирм или запрещение слияния крупных фирм, которое может обеспечить им доминирующую позицию на рынке. В ряде случаев существование монополии необходимо (естественная монополия). Естественная монополия характеризуется эффектом масштаба – снижением средних издержек при росте объема выпуска. Примерами являются телекоммуникации, коммунальное хозяйство, распределение электроэнергии и газа. Здесь перед государством стоит задача коррекции поведения фирм - регулирования цен, прибылей и объемов производства в интересах общества. Для этой цели создаются специальные контрольные органы, которые наблюдают за хозяйственной деятельностью такого предприятия. В отдельных случаях естественные монополии могут быть национализированы государством, хотя это и создает колоссальную нагрузку на бюджет. Контроль за деятельностью монополий, проведение конкурентной политики в Украине осуществляет Антимонопольный комитет, подчиненный Кабинету Министров и отраслевые министерства. Главные принципы антимонопольного регулирования определены в Законах Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции», «О защите от недобросовестной конкуренции».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.