- универсализация концепций и методов регулирования при усилении влияния международных и надгосударственных институтов (МВФ, МБР…)
2. Рынок, как и государство, являются базовыми элементами координации хозяйственного механизма. Только оптимальное сочетание этих элементов может обеспечить наиболее эффективное развитие всей экономической системы. Сам по себе рыночный механизм не совершенен и государственное регулирование призвано дополнять «провалы» рынка. Необходимость государственного вмешательства обусловлена несколькими причинами.
1). Цикличность экономического развития, которая проявляется в падении уровня производства и росте безработицы во время спада, инфляционными процессами в период бурного подъема экономики.
2). Неравномерное распределение доходов, их значительная дифференциация в рыночной экономике порождают социальное недовольство, социальную нестабильность.
3). Рыночная конкуренция сама по себе ведет к монополизации, поглощению одних предприятий другими и возникновению монополий, их контролю над экономикой, что нарушает принципы рыночной конкуренции.
4). Необходимость эффективного удовлетворения потребностей в общественных благах, которые на первый взгляд являются общедоступными, так как они удовлетворяют определенные потребности и бесплатны для населения. Это внешняя и внутренняя безопасность, среднее и высшее образование, общественные парки, проезд по дорогам, мосты, тоннели и прочее.
5). Необходимость выравнивания внешних эффектов – разницы между общественными и частными выгодами и издержками на микроуровне, на уровне отраслей и всего народного хозяйства в целом.
3. Генеральной или наиболее общей целью государства является обеспечение экономической и социальной стабильности, укрепление безопасности страны, адаптация существующей системы к происходящим изменениям. Исходя из этого, основными, конкретными заданиями в странах со сформировавшейся рыночной экономикой являются:
- содействие стабильным темпам экономического роста;
- обеспечение высокого уровня занятости;
- поддержание стабильного уровня цен;
- перераспределение доходов в пользу социально незащищенных слоев;
- развитие и поддержание рациональных внешнеэкономических связей.
На современном этапе государство также регулирует социальные процессы (установление минимальной заработной платы, индексация доходов, материальная помощь), проводит структурную и инвестиционную политику в целях развития НТП, региональную политику (решая национальные, демографические и другие проблемы). В условиях переходной экономики государство призвано решать еще и особые, специфические задания:
- формирование новых отношений собственности, создание конкурентной среды;
- формирование рыночной инфраструктуры экономики;
- либерализация экономики;
- создание соответствующей законодательной базы рыночной экономики.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) – это воздействие государства на деятельность хозяйственных субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма. Это процесс разработки экономической политики, обоснования ее положений, выбора средств и методов ее проведения.
Некоторые представления о масштабах государственного вмешательства в экономику дают такие показатели, как доля ВВП, перераспределяемая через госбюджет (США – 35-40%, Германия, Франция, Канада – до 50%, Швеция – 60-65%), доля государственной собственности в экономике (в странах Западной Европы – от 3 до 20%).
Основные понятия: меркантилизм, классическая теория, кейнсианство, монетаризм, функции государства, «провалы» рынка, общественные блага, внешние эффекты, цели государства, государственное регулирование, показатели государственного вмешательства в экономику.
Тема 2. Объекты и субъекты государственного регулирования. Органы государственного управления в системе ГРЭ.
1. Понятие субъектов и объектов государственного регулирования. Методы государственного регулирования.
2. Органы государственной власти Украины в системе государственного регулирования экономики.
1. В любой экономической системе существуют различные экономические интересы, отражающие индивидуальные и коллективные потребности в материальных и общественных благах, в достижении определенных экономических и социально-политических целей. Субъектами ГРЭ являются носители, выразители и исполнители различных хозяйственных интересов. Носителями интересов выступают потребители, наемные работники, собственники предприятий, фермеры, земельные собственники, акционеры, инвесторы и т.д. Интересы этих различных групп выражают многочисленные объединения, ассоциации, профсоюзы, политические партии. Наиболее мощные и влиятельные экономические интересы реализуются через органы местной и государственной власти, национальный банк, которые являются их исполнителями. Объекты ГРЭ – это те условия, процессы, отношения в социально-экономической жизни страны, которые рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно, или не обеспечивает вообще, те сферы, отрасли, регионы экономики, в которых возникают проблемы, не решаемые автоматически. По уровню решаемых государственным регулированием задач объекты ГРЭ можно разделить на:
- общехозяйственные процессы – колебания делового цикла, занятость, денежное обращение;
- крупные сектора и регионы экономики – изменение структуры производства, регулирование накопления капитала по отраслям, политика занятости в регионах, развитие НИОКР;
- отдельные отрасли, предприятия, корпорации – регулирование цен, издержек прибыли монополий на микроуровне;
- внешнеэкономические связи – регулирование торгового и платежного балансов, потоков товаров и капиталов, миграции рабочей силы, корректировка валютного курса, международного сотрудничества и соглашений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.