Государственное регулирование экономики: Учебно-методическое пособие, страница 3

Методы ГРЭ – способы влияния государства на различные сектора и сферы экономики с целью обеспечения условий их деятельности в соответствии с национальными экономическими интересами. Административные методы – контроль за монополиями, планирование, лицензирование, квотирование, сертификация, госзаказы, регламентация деятельности. Экономические методы – бюджетно-налоговая и денежно-кредитная, таможенная, ценовая политика, программирование. Институциональные – создание альтернативных форм собственности, международная интеграция, фонды различного назначения, информационная, юридическая, организационная поддержка предприятий. Социально-психологические методы – определение минимального уровня благосостояния, индексация доходов, разработка программ занятости, формирование общественного мнения. Эти методы могут различаться по времени действия – долго- и краткосрочные; по характеру действия – прямые и косвенные; по масштабам – общие и частичные; по уровню влияния – республиканские, местные; по эффекту действия – сдерживающие, стимулирующие, комплексные.

2. Реализация государственной экономической политики осуществляется исполнительными и законодательными органами государства различных уровней. В Украине высшим законодательным органом является Верховная Рада Украины. Этот выборный орган: - принимает законы, регулирующие экономику; - определяет принципы внешней и внутренней политики государства; - утверждает общегосударственные программы экономического, научно-технического, социально-культурного развития, охраны окружающей среды и пр.; - принимает решения о деятельности Кабинета Министров; - принимает решения про предоставление или получение Украиной кредитов и иностранной помощи;  - формирует Государственный бюджет и бюджетную политику в соответствии с Конституцией. Высший исполнительный орган – Президент и Администрация Президента осуществляет анализ социально-экономических процессов, составляет ежегодные послания к народу и Верховной Раде, проводит кадровую политику исполнительной власти. Главные исполнительные функции, связанные с ГРЭ выполняет Кабинет Министров – коллегиальный орган, который направляет, координирует и контролирует работу министерств. В него входят Премьер-министр, Первый вице-премьер, три вице-премьер министра, министры. Кабинет Министров обеспечивает проведение финансовой, инвестиционной, ценовой, налоговой политики, политики в сфере занятости, социальной защиты, науки, образования, культуры, готовит программы развития Украины в различных сферах, управляет объектами государственной собственности, готовит проект закона про Государственный бюджет, подает в Верховную Раду отчет о его выполнении, обеспечивает внешнеэкономическую деятельность, координирует работу министерств и ведомств. Министерства (их 20) могут быть отраслевыми (Министерство Обороны, Здравоохранения, МВД) и функциональными (Труда и социальной политики, Финансов). Министерства выполняют два типа функций: аналитико-консультационные в помощь Кабинету Министров и проведение политики министра в соответствующих секторах государственного управления. Государственные комитеты (их 20) – центральные органы исполнительной власти, которые выполняют функции государственного управления межотраслевого, межсекторного характера. Существуют также центральные органы исполнительной власти со специальным статусом – Фонд государственного имущества, Таможенная администрация, Государственная налоговая администрация, СБУ и другие. На местных уровнях ГРЭ проводится местными госадминистрациями. Их главы назначаются Президентом Украины на срок полномочий Президента, формируют местные администрации, состоящие из функциональных и отраслевых комиссий и отделов, принимают решения и несут личную ответственность за их выполнение.

Основные понятия: субъекты и объекты государственного регулирования, экономические интересы, носители, выразители, исполнители экономических интересов, уровни регулирования, методы регулирования, функции органов власти.

Тема 3. Обоснование перспектив экономического развития. Государственное прогнозирование и программирование.

1.  Прогнозирование экономической ситуации. Виды, структура и методы прогнозирования.

2.  Государственные программы, их роль в регулировании экономики.

Перечень документов, регламентирующих социально-экономическое развитие страны, включает прогнозы развития экономики и сопряженных сфер, концепцию социально-экономического развития, программы развития страны, регионов, отраслей. Такого рода деятельность государства носит пассивный характер воздействия на экономику, так как лишь определяет ориентиры развития. Прогнозирование является составной частью ГРЭ в этом направлении и представляет собой научно обоснованное предвидение направлений развития страны, отраслей, территорий, возможного состояния экономики и социальной сферы в будущем, альтернативных путей и сроков достижения параметров социально-экономического развития. Долгосрочные прогнозы (свыше 5 лет) служат основой разработки концепции социально-экономического развития страны и разработки средне- и долгосрочных прогнозов. Среднесрочные прогнозы (3-5 лет) – основа для разработки концепции развития страны в рамках среднесрочной перспективы. Краткосрочный прогноз разрабатывается ежегодно и служит основой составления проекта государственного бюджета. Оперативные прогнозы – ежегодно-квартальные расчеты ожидаемых изменений в динамике главных макроэкономических показателей.

Прогнозы включают в себя:

·  анализ социально-экономического развития страны за предыдущий период и характеристику главных проблем развития экономики (ВВП и его структуру, уровень инфляции и безработицы, реальной и номинальной зарплаты, внешнеторговое сальдо, иностранные инвестиции, структуру и обслуживание внешнего долга);

·  ожидаемые изменения внешней экономической и политической ситуации, их влияние на экономику страны);

·  оценку влияния возможных мер государственной политики в прогнозируемом периоде;