Мировая практика позволяет выделить две основные формы планирования: директивное и индикативное.
Директивное планирование – жесткое регулирование деятельности отдельных хозяйственных единиц из единого центра, основанное на государственной форме собственности и централизованном распределении ресурсов. В условиях рынка директивное планирование касается только регулирования деятельности государственного сектора, организационно-правовыми формами которого могут быть:
- государственные предприятия;
- акционерные общества с закреплением за государством контрольного пакета акций;
- предприятия, доля собственности в которых принадлежит государству, что позволяет оказывать влияние на управление предприятием;
- частные предприятия, выполняющие государственный заказ или заключившие контракт с государством для выполнения работ или услуг.
Производственно-хозяйственная деятельность государственного предприятия ведется: а) в соответствии с планом-заказом и планом развития предприятия, утвержденным государством; б) в пределах разрешенной государством самостоятельной хозяйственной деятельности. Финансирование деятельности таких предприятий осуществляется за счет доходов от реализации продукции и из государственного бюджета. Прибыль от реализации направляется на развитие предприятия. Свободный остаток прибыли или неиспользованные средства подлежат возвращению в бюджет.
Частные предприятия становятся частью директивного плана, если выполняют государственный заказ или заключают контракты с государственными органами. Для размещения госзаказа в результате конкурса отбираются предприятия, которые обязуются в установленные сроки выполнить работы и произвести товары, нужного качества и по оговоренной цене, которые необходимы для государственных нужд. Государство для реализации госзаказа обеспечивает подрядчиков необходимыми материальными ресурсами (техника и обмундирование для армии). Контрактация – наем государственными органами частных фирм, для оказания услуг населению, которые ранее оказывались госпредприятиями. При этом государство оплачивает издержки производителя и несет ответственность перед потребителем за качество предоставляемых ему работ и услуг (уборка мусора, поставка продуктов в больницы и школы). Такого рода деятельность выгодна частным предприятиям, т.к. они обеспечены работой и получают доход от государства, защищены от изменений рыночной конъюнктуры.
Управляя государственным сектором, правительство может оказывать прямое и косвенное влияние на развитие частного сектора и всей экономики. План развития государственного сектора – составная часть плана развития национальной экономики, отражающая развитие государственных предприятий.
Индикативное планирование – разработка правительством целевых ориентиров развития экономики и отдельных ее секторов, координация деятельности производителей и обеспечение их необходимой информацией. Индикативный план - это комплексный документ, отражающий в виде конкретных показателей цели экономического развития, средства их достижения, необходимые материальные и финансовые ресурсы. Особенностями индикативного планирования являются его рекомендательный характер и вариативность разработки – показатели могут меняться в соответствии со складывающейся ситуацией. Показатели индикативного плана можно разбить на три группы: прогнозные (их нельзя точно рассчитать - экологическая ситуация, качество жизни); расчетные (объемы производства, экспорта, импорта, денежные доходы, введение мощностей); директивные (отдельные цены и тарифы, нормы амортизации, госзаказ). В развитых странах индикативное планирование используется с 1944г. Существуют специальные органы планирования во многих странах: ФРС и Национальный плановый совет в США, Консультативный совет и Совет по развитию территорий в Японии, в Южной Корее существует система пятилетних планов и пр. В Украине индикативные планы используются с 1993г.
Структура индикативного плана:
Раздел I. «Общие положения».
Раздел II. «Экономическая ситуация, которая сложилась на начало планового периода». Это аналитический раздел, в котором дается оценка общего состояния экономики, динамики производства товаров, социального развития и уровня жизни населения, состояния рынков и проч.
Раздел III. «Основные направления, тенденции и прогноз экономического и социального развития». В этом разделе содержится перечень целей и приоритетов развития экономики и целевой прогноз главных макроэкономических показателей.
Раздел IV. «Развитие отечественного производства» – отражает перечень целей и приоритетов по развитию промышленности, АПК, строительно-производственного комплекса, транспорта и связи, торговли и общественного питания, жилищно-коммунального и бытового обслуживания, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Раздел V. «Социальная политика» – вопросы государственной политики в сфере доходов и социальной защиты населения, развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, культуры и искусства).
Раздел VI. «Государственное регулирование экономики» – указывается организационно-экономический механизм реализации целей, приоритетов и заданий планирования, перечень видов политики, которые должно проводить государство в первую очередь.
Раздел VII. «Основные показатели» - в разделе уточняется содержание целей, приоритетов и методов государства на плановый год.
Раздел VIII. «Основные балансы национальной экономики» – в составе плана разрабатываются: сводный финансовый баланс, баланс денежных доходов и расходов населения, торговый баланс, баланс капитальных вложений, сводный баланс трудовых ресурсов, баланс рынка туда, балансы производства и потребления основных видов ресурсов.
Раздел IX. «Социально-экономическое развитие регионов» – в разделе содержаться показатели, которые уточняют цели и приоритеты региональной социально-экономической политики.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.