В Украине проект государственного бюджета готовится Кабинетом Министров и подается на рассмотрение в Верховную Раду. После его утверждения принимается закон «О государственном бюджете Украины на…год», который становится главным планом государственной деятельности на текущий год и обязательным для выполнения для всех уровней власти.
4. Денежно-кредитная политика в отличие от бюджетно-налоговой является инструментом более «тонкой настройки» конъюнктуры и призвана помогать в экономике достижению такого уровня производства, который характеризуется состоянием полной занятости и отсутствием инфляции. Главные цели денежно-кредитной политики – борьба с инфляцией, поддержание курса национальной валюты, положительного платежного баланса. При ее проведении государство через центральный банк воздействует на денежную массу и процентные ставки, а через них – на потребление и инвестиционный спрос. Преимущества денежно-кредитной политики – быстрота и гибкость, недостатки – она не может заставить коммерческие банки сокращать или увеличивать кредиты.
Количество денег в обращении определяется с помощью уравнения обмена: MV=PY. Это значит, что ежегодно в обращении должна быть денежная масса, соответствующая объему произведенного ВВП в ценах данного года.
Предложение денег в экономике зависит от объема номинального ВВП. Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты. К ним относятся: М0 – банкноты и разменная монета, М1=М0+средства на текущих счетах в коммерческих банках, М2=М1+срочные депозиты и валютные сбережения. М3=М2+средства в ценных бумагах. Показателем денежной массы с позиций текущей ситуации является М1, а для прогнозирования и регулирования в долгосрочном периоде – М3.
В Украине величина денежной массы регулируется государственными органами – Национальным Банком Украины совместно с Министерством финансов. НБУ выполняет также функции общегосударственной резервной системы.
Спрос на деньги предъявляют все субъекты в экономике, он выступает в виде 1) спроса на деньги для совершения сделок – зависит от объемов планируемых расходов домохозяйств и предприятий; 2) спроса на деньги для сбережений – зависит от ставки процента. Равновесие денежного рынка достигается в точке, где спрос на деньги равен их предложению (SM=DM). Изменяя объем денежной массы, центральный банк может влиять на рост или сокращение деловой активности, изменение объемов производства, уровень цен:
SM↓ => i↑ => I↓ => С↓, S↑ => AD↓ => Iцен ↓
SM↑ => i ↓=> I↑ => С↑, S↓ => AD↑ => ВВП ↑
Основные методы регулирования денежной массы – это изменение учетной ставкой, нормы обязательных банковских резервов, операции на открытом рынке.
Нормы обязательных банковских резервов впервые были введены в США в 1913г. По сравнению с другими средствами этот метод является более «административным», более жестким. Обязательные банковские резервы, которые коммерческие банки обязаны перечислять на счета центрального банка, являются условием нормального функционирования платежно-расчетного механизма банковской системы, страхуют ненадежные ссуды, снижают риск банковских вкладов, минимизируют потери от банкротств банков, т.е. являются гарантией стабильности банков. Наиболее распространенная форма определения нормы резерва – процент от банковских депозитов на срочных и счетах до востребования. В разных странах эта мера используется в разной степени. В Италии и Австрии нормы резервов составляют 25-30%, а в Японии – 0,12-2,5%. В Великобритании резервные требования отсутствуют. Понижая резервные требования, центральный банк увеличивает ликвидность активов коммерческих банков и объем кредитования растет, повышая – уменьшает ликвидность и кредитование сокращается. Центральный банк также может менять учетную ставку, по которой предоставляет кредиты коммерческим банкам и которая служит ориентиром для установления процентных ставок коммерческими банками. Операции на открытом рынке – это купля-продажа государственных облигаций государственными органами с одной стороны, банками, предприятиями, населением – с другой. В случае покупки государственных обязательств центральным банком, он перечисляет соответствующие суммы на счета коммерческих банков, увеличивая избытки на их резервных счетах, в случае продажи – суммы списываются со счетов коммерческих банков.
Стимулирующая монетарная политика (политика «дешевых денег») проводится в период экономического спада и направлена на увеличение предложения денег: снижение нормы обязательных резервов, снижение учетной ставки, покупка центральным банком государственных ценных бумаг предшествующих периодов.
Сдерживающая политика (политика «дорогих денег») проводится для предотвращения «перегрева» экономики, инфляции. Сокращение денежной массы проводится путем повышения нормы обязательных резервов, увеличения учетной ставки, продажи центральным банком государственных ценных бумаг.
Кроме основных мер могут использоваться также дополнительные средства регулирования: дисконтная политика, основана на переучете или покупке центральным банком векселей, учтенных раньше коммерческими банками. При этом центральный банк удерживает дисконт, изменение которого влияет на кредитование в стране: понижение дисконта ведет к кредитной экспансии, повышение – к уменьшению кредитных возможностей банков. Регулирование объемов потребительского кредитования, процента на разнице по операциям купли-продажи валюты коммерческими банками и проч.
Основные понятия: бюджетная политика, государственный бюджет, доходы и расходы государства, дефицит и профицит бюджета, налоговая политика, налоги, функции налогов, денежно-кредитная политика, денежная масса, операции на открытом рынке, дисконтная политика, норма обязательных банковских резервов.
Тема 6. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.
1. Внешнеэкономическая политика государства.
2. Внешнеторговая политика и ее виды.
3. Государственные методы регулирования внешней торговли.
4. Валютная политика, средства валютного регулирования.
5. Органы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Украине.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.