Государственное регулирование экономики: Учебно-методическое пособие, страница 7

Налоги – это система обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня государственной власти, осуществляемых налогоплательщиками в порядке и на условиях, закрепленных в законодательстве страны. Налоги выполняют несколько функций. Фискальная функция - обеспечение доходов госбюджета в целях финансирования государственных расходов. Социальная функция – поддержание социальной справедливости и социального равновесия в целях выравнивания доходов между различными слоями населения. Регулирующая – с помощью налогов государство регулирует пропорциональность развития экономики. Стимулирующая – налоги содействуют развитию отдельных структурных элементов экономики для повышения эффективности производства.

 По объекту налогообложения их можно разделить на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с конкретного физического или юридического лица (на доходы, собственность, имущество), а косвенные представляют собой  наценку на товары или услуги, они прямо включаются в цену товара (НДС, акциз, налог с оборота). По уровням налогообложения различают налоги центральные и местные. По видам облагаемого объекта выделяют налоги на товары и услуги, налоги на доходы, налоги на имущество. По ставке налогообложения выделяют прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги.

Любая налоговая система должна основываться на принципах, общих для всех налогоплательщиков:

-  простота начисления и взимания;

-  обязательность и неотвратимость уплаты;

-  гласность и открытость уплаты и расходования налоговых поступлений;

-  горизонтальная и вертикальная справедливость..

Налоговые системы развитых стран базируются на этих принципах, хотя сами системы могут отличаться между собой. В США, Японии, Канаде, Великобритании преобладают прямые налоги, во Франции – косвенные, в Италии, Германии это распределение пропорционально. В США отсутствует НДС, в Германии высока доля начислений на зарплату. Доля налоговых поступлений в структуре ВВП одна из самых высоких в Швеции – 61%, Дании – 52%, одна из самых низких в США – 30%, Японии – 31%. В Украине налоговая система продолжает совершенствоваться в соответствии с задачами, стоящими перед экономикой. Основную роль в формировании доходов бюджета сейчас играют налог на прибыль, налоги с продаж и налог на доходы физических лиц.

3. Годовая смета доходов и расходов государства называется государственным бюджетом. В развитых странах через государственный бюджет перераспределяется от 1/2 до 2/3 произведенного ВВП. Важнейшие функции госбюджета:

-  регулирование совокупного спроса, проведение стимулирующей или сдерживающей экономической политики;

-  обеспечение содержания государства с его институтами, призванными реализовывать функции государственной власти;  

-  социальная защита беднейших слоев населения;

-  балансировка бюджетов низших уровней;

-  обеспечение покрытия убытков предприятий, существование которых необходимо экономике.

В Украине, как унитарном государстве, существует Государственный бюджет и местные бюджеты. Совокупность бюджетов разных уровней образует сводный бюджет страны. К Государственному бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды, имеющие целевую направленность и не включенные в Государственный бюджет с целью облегчения последнего. Примерная структура бюджета следующая, в %:

1.  Доходы, 100%.

1.1.  Налоги, пошлины и сборы, 70-80%.

1.2.   Неналоговые поступления (доходы от госсобственности, внешней торговли, приватизации), 8-10%.

1.3.  Другие сборы и платежи, целевые бюджетные фонды, 10-20%.

Существует разграничение источников доходов бюджетов разных уровней. Так в Украине часть налога на прибыль предприятий, подоходного налога, плата за торговые патенты, сбор на строительство, ремонт и содержание дорог пополняют местные бюджеты. Важнейшей составляющей доходной части государственного бюджета являются НДС, акцизы.

2.  Расходы, 100%.

2.1.  Расходы на производственно-хозяйственные нужды (капитальные вложения, дотации, субсидии предприятиям, в инфраструктуру), 30-40%.

2.2.  Расходы на социальные нужды, 20-30%.

2.3.  Расходы на оборону, 10-20%.

2.4.  Административно-управленческие расходы, 5-10%.

2.5.  Платежи по государственному долгу, 5-10%.

2.6.  Трансферты другим уровням управления, 10-15%.

2.7.  Государственные резервные фонды и прочие расходы, 5-10%.

Государственные расходы делятся на текущие – финансирование предприятий, которым нужна помощь, социальные расходы; и на расходы на развитие – связанные с расширением производства, увеличением капиталовложений.

Идеальным является полное покрытие государственных расходов доходами и наличие остатка средств – профицита. Однако чаще имеет место дефицит бюджета – превышение расходов над доходами (Tx<G+Tr+i·D). На разных фазах экономического цикла состояние бюджета различно. При спаде доходы бюджета снижаются, т.к. уменьшается налогооблагаемая база, поэтому вероятнее всего, возникнет бюджетный дефицит, а в период бума есть условия для профицитного бюджета.

Покрытие дефицита возможно за счет: - государственных займов, размещения облигаций на внешнем и внутреннем рынках; - продажи государственной собственности; - эмиссии денежных знаков. Среди экономистов нет однозначного отношения к дефициту бюджета. В большинстве стран бюджеты сводятся с дефицитом. Накопленные суммы бюджетного дефицита образуют государственный долг, который может быть внешним – долг различным иностранным государствам, фондам, организациям и внутренним – задолженность государства своим гражданам. Тяжесть или бремя государственного долга для экономики определяется соотношением величины долга к объему ВВП страны d = (D/Y)100%. Еще точнее бремя долга отражает отношение темпов роста госдолга к темпам роста ВВП (ΔD/ΔY)100%. Расходы по обслуживанию долга – отношение ежегодных процентных выплат к ВВП страны (D·i/Y) 100%.

В Украине в 2001-2004 гг. бюджет сводился с профицитом. Это вызвано поступлением средств от приватизации государственных предприятий, совершенствованием системы налоговых сборов и поступлений,  развитием экономики в целом. В дальнейшем бюджетный дефицит составляет по годам 3-7% ВВП, что связано с ростом социальной направленности экономики, ухудшением мировой конъюнктуры на стратегические товары.