МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
Федеральное Государственное Образовательное Управление
Высшего Профессионального Образования
Красноярский государственный аграрный университет
СОЦИОЛОГИЯ
В ПОНЯТИЯХ И СУЖДЕНИЯХ
(для организации самостоятельной работы
студентов всех форм обучения)
Красноярск 2004
Социология в понятиях и суждениях. Научно-методическое пособие для организации самостоятельной работы.
- Красноярск, КрасГАУ, 2004.
Рецензенты:
профессор кафедры философии Сибирского государственного технологического университета доктор философских наук
;
Доцент кафедры истории, социологии и политологии Красноярского государственного аграрного университета, кандидат философских наук .
Данное пособие включает два раздела:
Раздел I. Основные понятия, которыми должны оперировать слушатели и студенты при изучении учебной дисциплины «Социология». Используя эту работу в процессе подготовки к семинарским занятиям и экзаменам, обучаемые смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины, сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях.
Раздел II. Включает проблемные вопросы-суждения к темам курса.
В пособии даны краткие методические рекомендации к его использованию в учебном процессе.
Оглавление
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОСОБИЯ 6
Раздел I. СБОРНИК ПОНЯТИЙ.. 9
Структура понятия «социальная группа». 9
Структура понятия «социальное действие». 9
Структура понятия «социальное движение». 10
Структура понятия «социальная дисгармония». 10
Структура понятия «социальная жизнь». 11
Структура понятия «социальные законы». 11
Структура понятия «социальное изменение». 12
Структура понятия «социальные институты». 12
Структура понятия «социальный институт ОВД». 13
Структура понятия «социальный контроль». 13
Структура понятия «социальная мобильность». 14
Структура понятия «социальное мышление». 14
Структура понятия «социальные нормы». 15
Структура понятия «социальная общность». 15
Структура понятия «социальная организация». 16
Структура понятия «социальные отклонения». 16
Структура понятия «социальные отношения». 17
Структура понятия «социальное поведение». 17
Структура понятия «социальная политика». 18
Структура понятия «социальные права». 18
Структура понятия «социальная связь». 19
Структура понятия «социальная система». 19
Структура понятия «социальная справедливость». 20
Структура понятия «социальный статус». 21
Структура понятия «социальная стратификация». 21
Структура понятия «социальная структура». 22
Структура понятия «социальная стабильность». 22
Структура понятия «социальные ценности». 23
Структура понятия «Общество». 23
Структура понятия «социальные взаимодействия». 24
Раздел II. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ – СУЖДЕНИЯ.. 25
Тема 1. История возникновения и развития современной социологической науки. 25
I. Социология в XIX и первой половине XX века. 25
II. Зарубежная социология во второй половине XX века. 26
III. Социология в России в XIX – начале XX веков. 28
Каким образом отличаются школы русского объективизма (М.М.Ковалевский) и русского субъективизма (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев)?. 28
III. Развитие современной социологической науки. 29
Тема 2. Объект и предмет социологии и ее место в. 29
системе общественных наук. 29
I. Объект и предмет социологии. 30
II. Место социологии в системе общественных наук. 30
II. Структура и функции социологии. 31
Тема 3. Система социологических категорий и теории. 32
социальных изменений. 32
I. Базисные категории социологии. 33
II. Основные макросоциологические теории социальных изменений. Факторы социальных изменений. 34
III Социальное развитие и социальный прогресс. 36
Тема 4. Общество и социальные теории структуры общества. 37
I. Основные дефиниции общества и условия его жизнедеятельности. 37
III. Социально – классовая теория структуры общества. 39
III. Стратификационная теория общества и теория социальной мобильности. 39
IV. Тенденции и перспективы развития социальной структуры современного общества. 40
Тема 5. Процесс социализации личности. 41
I. Методологические аспекты социализации личности. 41
1. Каким образом различаются понятия: «социализация», «воспитание», «обучение», «образование» и в чем их единство?. 41
II. Анализ типов и моделей социализации. 42
III. Фазы и механизмы социализации. 43
IV. Формы и интегральная схема социализации. 44
Заключение. 45
Тема 6. Социология семьи. 45
II. Структура и функции семьи. 47
III. Типология семейных структур. 48
IV. Исторические изменения семьи, альтернативные теории их изменения. 48
Тема 7. Социология права. 49
I. Предмет социологии права. 49
II. Социальная обусловленность права. 50
III. Механизмы социального действия и факторы реализации права. 51
IV. Правовая культура - важнейший фактор формирования личности. 52
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.