Социология в понятиях и суждениях: Научно-методическое пособие для организации самостоятельной работы, страница 3

II. Познание окружающего мира начинается с анализа (с членения, то есть отрицания целого), средством которого является вопрос, и заканчивается синтезом (соединением, то есть отрицанием частей) средством которого является ответ.

Следовательно, анализ и синтез, как вопрос и ответ, - это единство противоположностей и процесса познания. Между вопросом и ответом существует диалектическая зависимость, при которой вопрос всегда оказывается первичным – исходной основой, а ответ – вторичным – результатом развития, то есть вопрос с необходимостью предполагает ответ.

Развитие научных и практических знаний протекает как переход ранее установленных суждений к новым, более точным и более богатым по содержанию. Он представляет собой последовательность таких этапов, как постановка вопроса, поиск новой или развитие известной информации, формирование ответа на поставленной вопрос. В форме вопроса осуществляется и постановка новых проблем в науке, с помощью вопросов получают новую информацию в социальной и производственной практике.

В преподавании и обучении вопрос часто используется для того, чтобы через вопросительное предложение у студента вызывать «запрос к мысли» и направить его на получение нового, уточнение и дополнение уже известного знания. Но любой вопрос всегда опирается на уже известное знание, которое выступает его основой и выполняет роль предпосылки вопроса. Поэтому очень важно грамотно формулировать и задавать вопросы студентам и научить их самостоятельно формулировать вопросы и задавать их своим сокурсникам.

Среди различных по структуре и функциям вопросам существуют следующие их разновидности: правильно и неправильно поставленные; уточняющие и дополняющие; простые и сложные. Мы же речь ведем о таких проблемно - поставленных вопросах, которые вызывают у студентов потребность в мысли, потребность целенаправленно размышлять о сути того или иного отношения.

Проблемные вопросы существуют в различных логических формах: вопрос-понятие, вопрос-суждение, вопрос-умозаключение. Например, что такое социальная норма? В чем заключается сущность понятия «девиантное поведение»? Эти вопросы содержат только по одному понятию: «социальная норма», «девиантное поведение». Такой вопрос мы называем проблемным вопросом-понятием. А если мы спросим: «Каким образом осуществляется  взаимосвязь между понятиями: «социальная норма» и «девиантное поведение»? Это будет проблемный вопрос-суждение, содержащий в себе несколько понятий: «социальная норма», «девиантное поведение». Причем их можно получить посредством постановки целого ряда проблемных вопросов.

Если студент самостоятельно ответит на вопросы-суждения по курсу «Социология», составленные автором, то можно быть уверенным, что он будет в состоянии сам составить такие вопросы и свободно общаться с преподавателем и сокурсниками.

Методика составления и использования проблемных вопросов в учебном процессе и структура проблемных вопросов даны в работе В.А. Шарыповой «Проблемы формирования социального мышления в учебном процессе» (стр. 71-84).

Раздел I. СБОРНИК ПОНЯТИЙ

«Структура понятия «социальная группа»

1. Содержание: важнейший элемент социальной структуры общества, разновидность социальных систем более мелкого порядка, входящих в макросистемы высшего порядка. Объединение людей, удовлетворяющих свои потребности, осуществляющих совместные скоординированные действия.

Обладающее:

1. устойчивостью и стабильностью;

2. сравнительно высокой степенью однородности и сплоченности;

3. вхождением в более широкие социальные объедения в качестве структурных единиц.

2. Объем:

1.малые и большие (по объему);

2.формальные и неформальные (по способу и характеру организации);

3.первичные и вторичные;

4.объективные и субъективные (по заданности положения);

5.номинальные, типологические, ассоциации, организации (по содержанию их действия).

Структура понятия «социальное действие»