Социология в понятиях и суждениях: Научно-методическое пособие для организации самостоятельной работы, страница 26

12. Как доказать, что исследование социальных конфликтов предполагает процесс теоретической и эмпирической интерпретации понятий; четкое разведение понятий: «конфликт»; «конфликтность»; «конфликтирование»; «социальная напряженность»; «конфликтность социума»?

13. Чем объяснить, что предрасположенность социальных субъектов к конфликту обусловлена комплексом факторов социального, экономического, политического, идеологического, демографического и психофизического характера?

14. Почему в социуме возникает потребность в социальных программах и технологиях, которые способны нормализовать систему противонаправленных помыслов и действий людей, социальных групп и социальных институтов?

15. Как доказать, что в объективном историческом процессе конфликт как социальное явление может быть не только отрицательным, тормозящим развитие, деструктивным, но и, наоборот, положительным, продуктивным?

16. В каком случае социальный конфликт между противодействующими субъектами становится все острее и острее?

17. Почему острота конфликтности может поддаваться регулированию со стороны различных субъектов, в том числе руководителями, авторитетными личностями, органами легитимной власти?

18. Каким образом различаются понятия: «опасная»; «кризисная»; «нормальная» модели остроты конфликтности социума и в чем их единство?

19. Почему должность или позиция, по поводу которой разгорается конкуренция, имеет отношение к власти, к распоряжению деятельностью других людей, и эта позиция является престижной, оценивается достаточно высоко со стороны общественного мнения?

20. В каком случае общественное мнение может склонится в пользу того, кто не участвовал до сих пор в борьбе за то или иное престижное место в обществе?

21. Почему каждый из участников конфликта на самом верху иерархической структуры в обществе готов пожертвовать многим (в том числе материальной выгодой) ради достижения целей политического престижа; соответствующих символических позиций, связанных с государственной атрибутикой; с расширением властных полномочий?

22. Каким образом различаются чистые и смешанные конфликты, подразделяемые А.Г. Здравомысловым в зависимости от возможного исхода конфликта?

23. Чем объяснить, что чем стабильнее и чем более замкнутой выглядела система властных отношений на прежних этапах развития в семье, социальном объединении, социальной организации, обществе в целом, тем болезненнее оказывается конфликт, связанный с перераспределением власти?

24. Вследствие чего социологи социальный конфликт рассматривают в качестве важнейшей стороны взаимодействий людей в обществе, своего рода клеточки социального бытия?

25. Почему в разрешении конфликтной ситуации преобладающее значение имеют три главные момента: оценка доконфликтной ситуации; степень осознания собственных интересов и готовность пойти на риск ради их осуществления; способность учитывать интересы оппонента?

26. Как доказать, что насилие создает вторичные и третичные факторы углубления конфликтной ситуации, которые подчас вытесняют из сознания сторон исходную причину конфликта?

27. В каком случае создается идеологическое оформление конфликта, которое для каждого из его участников выступает в виде определенной суммы критериев, разделяющих весь социальный мир на своих и чужих, на тех, кто либо поддерживает, либо не поддерживает именно эту сторону?

28. В каком случае при социальных конфликтных ситуациях возникает тупиковая ситуация, имеющая тенденцию к саморазрушению?

29. Как доказать, что с точки зрения социологии исходным пунктом развития конфликта оказывается необходимость перераспределения власти и авторитета, как в масштабах отдельных социальных объединений, так и в масштабах всего общества?

30. Каким образом алтайский социолог профессор Ю.В. Растов определяет следующие качественно отличные фазы: латентный конфликт; конфликтная ситуация; инцидент конфликта; стадии апелляции; этапы конфронтации, которые чередуются с апелляцией?

Заключение.