Социология в понятиях и суждениях: Научно-методическое пособие для организации самостоятельной работы, страница 25

19. Каким образом можно прокомментировать тезис: ''неформальный контроль ограничен небольшой группой людей, он локален. Формальный, в силу своего предназначения и специфики организации, - глобален''?

20. Каким образом различаются и совпадают по содержанию два понятия ''социализация'' и ''социальный контроль''?

21. Как доказать, что разновидностью социального контроля является общественное мнение?

Заключение.

1. Почему ужесточение негативных санкций не приводит к однозначному повышению эффективности социального контроля?

2. Как доказать, что при решении сложных проблем преступности необходимо акцент делать на превентивных мерах, на процессе формирования социально – правового сознания человека? 

Тема 9. Социология конфликта.

Введение.

1. Почему каждому человеку полезно знать, что такое конфликт?

I. Социальный конфликт как объект изучения специальной  социологической теории

1. Когда наличие противоположных интересов приводит к конфликту?

2.Каким образом различаются функции конфликта: позитивные и негативные?

3. Чем объяснить, что всякий социальный конфликт легче предотвратить, чем разрешить?

4. Почему преодоление конфликта любых социальных субъектов не  исключает возможности возникновения между ними нового противодействия по иным причинам и поводам?

5. Как доказать, что управление обществом предполагает регулирование процессов конфликтности в нем, то есть как профилактика и разрешение определенных социальных конфликтов, так и их инициирование?

6. Чем объяснить, что основными регуляторами массовых социальных конфликтов в демократическом обществе, обеспечивающими разрешение конфликтов в пользу  большинства населения, выступают органы легитимной государственной власти?

7. Каким образом трактуется понятие “социальная напряженность” в социологии конфликта?

8. Почему выводы разных исследователей о росте социальной напряженности несравнимы?

9. Чем объяснить, что сегодня в России недостаточно изучать отдельные (пусть даже особо значимые, массовые) конфликты, оставляя без внимания факт возникновения качественно нового феномена-конфликтности общества?

II. Построение специальной социологической теории конфликта.

1. Каким образом различаются понятия: «конфликт» и «противоречие», что общего между ними?

2. Как доказать, что для превращения противоречий в конфликты необходимы осознание противоположности интересов и соответствующая мотивация поведения (по Гидденсу)?

3. Почему подавление потребностей: коллективного самосохранения; в жилище и одежде; в половом рефлексе; инстинкта самовыражения и интереса к соревновновательности в творческой работе; в приобретении разнообразного опыта; потребности к свободе вызывает социальное напряжение, взрыв и конфликт ( по П.А. Сорокину)?

4. Чем объяснить, что в определение природы конфликта включается и проблема ресурсов как средств достижения социальных целей?

5. Как доказать, что во властных структурах заложен центральный конфликт в любой системе общественных отношений?

6. Каким образом четыре подхода к объяснению социальных конфликтов: конфликт как осознание противоположности интересов и соответствующая мотивация поведения; конфликт как преодоление равенства и неравенства; конфликт как отражение различий в доступе к социальным ресурсам; нормативно-ценностный конфликт – сочетаются и в чем их различие?

7. Вследствие чего в социологии социальные конфликты типологизируются на межличностные; личностно-групповые; внутриколлективные; межколлективные;   корпоративные и т.д.?

8. Каким образом различаются семейно-бытовые, экономические, политические конфликты?

9. В каком случае неантогонистический конфликт способствует его переходу в хронические формы и даже перерастанию в антогонистический?

10. Каким образом взаимосвязаны реальные и ложные социальные конфликты, в основе появления которых лежит степень осознания мотива конфликта?

11.Как доказать, что мнимые конфликты могут трансформироваться в реальные социальные конфликты?