Безусловно, государства ЮВА не списывают США со счетов в качестве экономического партнера: они стремятся поддерживать торговлю, привлекать больше американских инвестиций и сотрудничать в сфере НИОКР.
Конечно, АСЕАН ни за что не допустит становления Китая в качестве военной державы в регионе из-за конфликтов в Южно-Китайском море. Они, скорее, будут приветствовать в этом качестве Соединенные Штаты. Однако экономическое значение Китая для южных соседей будет только возрастать, в то время как западные экономики будут на спаде, если только не случится китайский финансовый кризис. Тем не менее, Китаю не избежать побочного ущерба, если зона «евро» распадется, и сложное положение в Вашингтоне позволит американскому бюджетному дефициту и государственному долгу расти по спирали до наихудших показателей в 22 трлн. долл. в течение следующего десятилетия. Но Китай все еще может выйти из подобных экстремальных событий относительно лучше, чем в Европе или Америке, и таким образом он лучше оснащен для смягчения потрясений в Юго-Восточной Азии.
Сам Китай о своей позиции заявил, что региону сейчас не нужен лидер, ему нужен партнер, который сможет помочь региону предотвратить нынешний финансовый кризис и найти способ поддерживать сбалансированный и устойчивый рост экономики. А США бы лучше сотрудничать с Китаем, нежели создавать дорогой и экономически непродуктивный противоборствующий блок.
А, ввиду активизации в последнее время других игроков в регионе, можно рассматривать выход на лидирующие позиции не какого-то одного государства, а группы стран.
Если не принимать во внимание влияния западноевропейских государств на политическое развитие региона, можно прийти к выводу, что в XXI в. в регионе относительно мирно сосуществуют сразу несколько крупных держав, оказывающих сильнейшее влияние на «молодые» государства ЮВА, - США, Китай, Япония и Индия.
В эпоху мировой экономической нестабильности менее крупным странам региона приходится регулярно сталкиваться с различными рисками. Чтобы завоевать позицию регионального лидера, державам, оперирующим в регионе, необходимо убедить такие маленькие государства, что их интересы и голоса учитываются. Более того, эти страны должны взять на себя ведущую роль в разработке и принятии региональных проектов по общим проблемам. При этом, ради повышения эффективности, осуществляя работу в рамках многосторонних отношений.
Проанализировав текущие события в АТР можно с уверенностью сказать, что все страны стремятся к стабильному и мирному сосуществованию. Они выстраивают свою внешнюю политику таким образом, чтобы избежать рисков и добиться желаемого в отношениях с другими странами АТР. Однако иногда эта политика нарушает права и свободы соседних государств.
Геополитические сдвиги азиатско-тихоокеанского региона характеризуются следующими тенденциями:
- Роль Индии в политической и экономической жизни региона неоднозначна: если политическое ее могущество в истекшем году возрастало, то в экономическом аспекте о таком могуществе говорить еще преждевременно. Если раньше Индии предрекали в течение нескольких десятилетий достичь позиции сверхдержавы, то теперь экономика этой страны переживает спад, приравниваемый, по некоторым показателям, к кризисному периоду 2009 г.
- США всячески пытаются удерживать свою власть как на Ближнем Востоке, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако кризис 2008-2009 гг. настолько ослабил экономику, что сохранять контроль, сразу за двумя регионами, не получается.
- Япония в своей социально-экономической политике в ближайшее десятилетие будет претерпевать серьезные структурные изменения. При этом она находится между «молотом и наковальней», поскольку для восстановления ей нужна финансовая помощь, рассчитывать на которую она может со стороны Китая, при этом нужно постараться «не осложнять отношений» с США. Ослабление геополитического положения Японии в регионе АТР является одним из последствий катастрофы марта 2011 г.
- Что касается Китая, являющегося основным претендентом на лидерство в регионе, то у этого государства, в настоящий момент, существуют серьезные экологические проблемы (КНР объявлена зоной экологического бедствия). Естественно, что в такой ситуации не может быть и речи о сохранении прежних лидерских амбиций.
Таким образом, рассмотрев геополитические сдвиги в АТР, становится очевидным, что в истекшем 2011 г. каждая страна азиатско-тихоокеанского региона столкнулась с серьезными проблемами, связанными с преодолением негативных последствий мирового финансового кризиса 2008-2009 гг., природных катаклизмов, экологических катастроф.
В наступающем 2012 г. основной тенденцией интеграционных процессов в регионе явится преодоление катастрофических последствий в сфере экологии, а геополитическое соперничество должно уступить место конструктивному сотрудничеству. Не проблема раздела сфер влияния выходит на первый план, а разрешение
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.