Начисление заработной платы и различных надбавок к ней на железнодорожном транспорте, страница 6

1.4 Виды надбавок к заработной плате и порядок их определения

Для определения заработной платы необходимо рассчитывать выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

К выплатам компенсационного характера относят:

1)  доплата за работу в ночное время. На железнодорожном транспорте доплата равна 40% от тарифа. Ночным временем принято считать время с 22:00 до 6:00;

2)  доплата за работу в праздничные дни и выходные дни. В ТК РФ размер данной доплаты оплачивается в двойном размере, т.е. 100% от тарифа;

3)  за вредные и особо тяжелые условия труда: 4%-24% от тарифной ставки (оклада);

4)  за сверхурочную работу: первые 2 часа в полуторном размере от тарифа, за последующие часы в двойном размере от тарифа;

5)  доплата в период особо сложных метеоусловий. Доплата начисляется для рабочих, выполняющих работы на открытом воздухе, в размере 10% от тарифной ставки;

6)  по вине работодателя оплачивается время простоя в размере 2/3 от среднемесячной заработной платы;

7)  надбавки работников за разъездной характер работы;

8)  за особые условия труда могут быть установлены зональные надбавки, которые устанавливаются в пределах фонда оплаты труда на определенный период;

9)  региональные компенсационные надбавки. Надбавки устанавливаются для регулирования заработной платы. Это необходимо для учета специфики рынка труда. Для установления размера доплат используют основные показатели – прожиточный минимум, среднемесячная заработная плата, уровень текучести кадров.

Также рабочим локомотивных бригад осуществляется доплата до 30% часовой тарифной ставки, работа которых проходит с длинносоставными и тяжеловесными поездами. Доплата в размере 50% часовой тарифной ставки может устанавливаться машинистам локомотивов, работающих без помощника в пассажирском движении, а при работе в вывозном и маневровом движении доплата осуществляется в размере до 10% и т.д.

К выплатам стимулирующего характера относят:

1)  доплаты за профессиональное мастерство, которые подразделяются по разрядам квалификации рабочих, а именно: для IIIразряда установлена доплата в размере до 12% тарифной ставки, для IV, V, VI и более разряда надбавки до 16%, 20% и 24% тарифной ставки соответственно;

2)  доплаты за ученые степени специалистам и руководителям, работа которых связана с использованием их квалификации. Доплаты начисляются докторам наук и кандидатам наук, для которых надбавки составляют 15% и 10% соответственно;

3)  доплаты за присвоение классного звания. Надбавки начисляются водителям, машинистам локомотивов, которые имеют право управления. Размер таких доплат дифференцируется в зависимости от класса присвоенного звания и вида тяги и составляет от 5% до 25% тарифной ставки;

4)  доплаты за высокий уровень квалификации, выполнение важной работы и высокие достижения в труде. Такие надбавки начисляются служащим, руководителям и специалистам;

5)  доплаты за освоение новой техники. Срок освоения не более 6 месяцев, размер надбавки 20% тарифной ставки;

6)  доплата неосвобожденным бригадирам. Размер надбавки дифференцируется по количеству человек в бригаде: от 5 до 10 человек надбавка до 10%, свыше 10 человек надбавка до 15% тарифной ставки.

Согласно со статьями Трудового кодекса Российской федерации, а именно ст.315, 316 и 317 установлены доплаты к заработной плате, т.е.  районные коэффициенты (процентные надбавки), которые установлены Правительством РФ. Процентные надбавки начисляются для работников, осуществляющих свою деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах, а также иных местностях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Материальное стимулирование осуществляется для мотивации работников, повышения уровня производительности одного работника и трудового коллектива в целом. Для этого была разработана оценочная система, которая учитывает вклад работников в достижение общих целей компании.