Введение
Развитие транспортной системы России и ее специализации в мировой экономической системе как транспортного моста между Востоком и Западом, Севером и Югом, а в дальнейшем и создание современной опорной транспортной сети и как следствие социально-экономическое развитие сибирских и дальневосточных регионов, означает и рост внешнеполитической роли России. На данный момент в Китае строится вторая трансконтинентальная железнодорожная магистраль, которая после ее пуска в эксплуатацию может оказать существенную конкуренцию Транссибу. У нас еще есть время для привлечения грузов на Транссиб и повышения его конкурентоспособности. Важное место здесь как раз отводится мультимодальным транспортным узлам.
Существует проект ТРАССЕКА ("Нового шелкового пути"), часть которого как раз и должна составить строящаяся в Китае вторая трансконтинентальная железнодорожная магистраль. Проект ТРАССЕКА предусматривает строительство транспортной магистрали в обход России и организацию транспортных связей Западная Европа - Восточная Европа - страны Средней и Центральной Азии - страны АТР. Данный проект является менее эффективным, чем имеющиеся маршруты через Россию. Во-первых, потребуется вложить значительные средства в создание ТРАССЕКА. Во-вторых, данный маршрут будет длиннее аналогичных российских маршрутов. В-третьих, маршрут ТРАССЕКА менее удобен, в частности предполагается организация паромной перевозки вагонов по Каспию при прохождении из Казахстана в Азербайджан и обратно. В-четвертых, на своем пути ТРАССЕКА пересекает 14 границ (14 таможен), что теряет свою привлекательность.
Другой важной проблемой, снижающей перспективность ТРАССЕКА, является то, что данный маршрут пролегает в непосредственной близости от очагов напряженности на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Это в частности относится к Афганистану, Ирану, Ираку и другим странам. Кроме того, ТРАССЕКА проходит через Кавказ, который так же является не стабильным регионом.
Вместе с тем, следует отметить, что большинство стран и в том числе США, заинтересованы в создании маршрута в обход Транссиба и России в целом, так как это позволит им в меньшей степени зависеть от России и дает возможность для политического маневра. Стоит так же учитывать, что один из двух трансконтинентальных маршрутов будет играть роль основного, а другой - запасного. У России в настоящее время есть все шансы, чтобы занять здесь лидирующие позиции.
Необходимо обеспечить привлекательность российского маршрута, а эту задачу как раз и могут выполнить мультимодальные транспортные узлы.
На территории Российской Федерации можно выделить несколько крупных транспортных центров, которые уже начинают активно развиваться как мультимодальные транспортные узлы. В настоящее время созрела необходимость в создании системы мультимодальных транспортных узлов, от скоординированных действий которых можно получить наибольшую эффективность. Один мультимодальный транспортный узел способен играть существенную роль в своем экономическом районе, но для эффективной и качественной работы с международными транзитными грузами, экспортными и импортными грузами, перемещаемыми в рамках больше чем данный экономический район, необходимо, что бы аналогичные узлы были созданы и в других крупных транспортных центрах, с которыми данный мультимодальный транспортный узел имеет транспортные связи.
Основной задачей формирования мультимодального транспортного узла является комплексное развитие всех видов транспорта и терминального и складского хозяйства, систем информационного, телекоммуникационного и страхового сопровождения грузов на территории мультимодального транспортного узла. Вместе с развитием транспорта необходимым условием является развитие (создание) складского и терминального комплекса и всей транспортной инфраструктуры в целом. А также важным условием для развития мултимодального транспортного узла выступает наличие единого оператора. Что даст возможность отслеживать продвижение груза, скорость качество и безопасность его доставки, согласованность работы различных видов транспорта, перевалку с одного вида транспорта на другой.
Конечной целью формирования мультимодального транспортного узла должно являться создание не только мощной транспортной и терминально-складской инфраструктуры, но и возникновение в этом месте информационного, логистического и сервисного центра, подъем (развитие) промышленного производства.
1. ЭКОНОМИКО – ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ТЯГОТЕНИЯ И РОЛЬ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА В ОБСЛУЖИВАНИИ ГРУЗОПОТОКОВ
1. 1. Экономико-географическая характеристика района тяготения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.