Другими словами, желательный (с точки зрения народного хозяйства в целом) темп роста отраслей промышленности Красноярского края может совпадать с интересами корпораций, образующих в модели понятие "отрасль". И это совпадение в существенной степени обеспечивается развитием транспортной системы края.
При целенаправленной политике государства в области транспортного строительства в Красноярском крае и обеспечении (в разных формах) прироста транспортной отрасли не менее 10% в год этот "потолок" для отраслей промышленности достигается уже при 7,8% годового прироста. Т.е. при темпах прироста отраслей промышленности в 6,2% прирост конечного потребления все еще заметен, достигающего 5,22% ежегодного прироста.
Следовательно, поддержка транспортной отрасли со стороны государства отвечает не только геополитическим задачам России в деле обеспечения национальной безопасности, но и создает условия для более интенсивного развития частных компаний, условия выхода на рынки других регионов и за рубеж. При развитии транспорта более 10% открываются перспективы северного направления межрегиональных поставок, и эти перспективы хорошо согласуются с интересами крупных вертикально-интегрированных компаний (ВИК).
На территории Красноярского края представлены интересы ряда крупных (а по масштабам России - крупнейших) ВИК или финансово-промышленных групп (ФПГ) – табл.2. Акции того или иного предприятия постоянно перетекают из одной компании в другую и достаточно трудно проследить принадлежность предприятия тому или иному собственнику. Поэтому здесь мы зафиксировали состояние и состав компании на текущий момент. Причем, с одной стороны интересы таких компаний не знают административных границ (района, края, страны), с другой - их интересы (как межотраслевых, так и разноотраслевых компаний) пересекаются на территории отдельных административных районов края.
Таблица 2
Крупнейшие подразделения общероссийских компаний на территории Красноярского края в 2002 г.
Наимено-вание компаний |
Предприятие |
Объем реализации, млн руб. |
Чистая прибыль, млн руб. |
Количество работающих тыс. чел. |
Норникель |
Норильский горно-металлургический комбинат |
88342 |
3701 |
64,9 |
Русал |
Красноярский алюминиевый завод |
11224 |
359 |
10,6 |
Русал |
Ачинский глиноземный комбинат |
6358 |
0 |
10,6 |
Русал |
Красноярский металлургический завод |
1863 |
-10 |
2,4 |
Юкос |
Ачинский нефтеперерабатывающий завод |
1670 |
880 |
2,3 |
Газпром |
Норильскгазпром |
1573 |
20 |
2,2 |
СУЭК |
Разрез Бородинский |
1569 |
42 |
5,8 |
СУЭК |
Разрез Березовский-1 |
910 |
-27 |
2,9 |
СУЭК |
Разрез Назаровский |
826 |
51 |
2,3 |
ИТОГО |
114335 |
5016 |
104,0 |
|
В % к показателям в целом по краю |
62,3 |
Н.д. |
30,3 |
· анализ материалов журнала "Эксперт-Сибирь" №9 (6 октября 2003 г.)
Как видно из таблицы, более 60% объемов реализации продукции и более 30% занятых в промышленности составляют 5 крупных компаний, среди которых основным является "Норникель". Последовательная деструктуризация промышленного производства Красноярского края, проходившая в последнее десятилетие, привела к тому, что структура промышленности, а главное, доходы от ее деятельности, стали "перекошенными". Основной отраслью края становится цветная металлургия в лице, в первую очередь, крупнейшего ее комбината - Норильского горно-металлургического комбината, который приносит в край основные доходы. Основав холдинг (ВИК) под названием "Норникель", эта компания постоянно расширяет свои "владения", покупая акции золоторудного предприятия "Полюс" (Северо-Енисейский район), затем транспортного предприятия Лесосибирский порт.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.