Экономико – географическая характеристика района тяготения и роль водного транспорта в обслуживании грузопотоков, страница 3

Нарастание  площади происходит  преимущественно  за счет правого  берега, со стороны  которого  впадают крупные  притоки: это  Ангара на 2120 км. От устья с  площадью  водосбора 106000 км2.

Реке  Подкаменная Тунгуска  на 1557 км  от  устья, с  площадью  водосбора  249000 км2, река Нижняя Тунгуска  с  площадью  водосбора  250тыс. км2.

Участок  реки  Енисей  от  Красноярска  до  устья  реки  Ангара, имеет протяженность  331 км.

Средняя  скорость  течения  при  среднем  навигационном  уровне выше с. Атаманово составляет 2,0-2,1 м/с, а  ниже его 1,8 м/с.

Ширина меженного  русла изменяется  от 0,6 до 3,5км. Наименьшая  ширина  встречается  в  суженных участках  долин,  сжатых  высокими  горами, высотой до 100 метров над  меженным  уровнем, расположенных в  селе  Атаманово  и пос. Галанино.

Наибольшая  ширина, в  местах  растекания  русла по руковам у пос. Частоостровское, выше  поселков Юксеево и Павлощины, а  также  возле  районного центра  Казачинское, там  ширина  русла  доходит до 4 км.

Наибольшее  затруднение  судоходству  на  участке  Красноярск – Стрелка представляет Казачинский  порог.  Он  образован  цепью  подводных  и  надводных  камней.  Казачинский  порог  находится  241,5 км  от Красноярска. Длина  этого участка  с перекатами составляет около  4 км, ширина  550-600 м, падение  3,8 м, средний  уклон  около 0,001 м. Движение  судов в пороге  одностороннее. Регулировка  прохождения судов с верху в низ осуществляется  блоком  паст через семафор  или  УКВ радиосвязь. Снизу вверх осуществляется с помощью туера Енисей.

Перекаты  с односторонним  движением Средне – Шиверский, Атамановские камни, Предивинский, Нижнее - Иваковские камни, Быстрямский перекат.

Перекаты со сплошным прохождением –  группа Ладейских перекатов, Есаульский, Ивановские камни, Падеринский, Белокопытовский, Рычковский и Савинский бык.

Участок реки Стрелка – Подкаменная Тунгуска имеют Осиновский порог, судовой ход которого имеет большую кривизну и сильно свальное течение, поэтому большегрузные составы проходят с расчалкой.

Участки Подкаменная Тунгуска - Игарка, Игарка – Дудинка, характеризуются более слабым течением, достаточными габаритами судового хода и наличием штормовых ветров.

Таблица 1

Гарантированные глубины (габариты) водных путей от Красноярска до Дудинки

2004 г.

Протяженность,    км

Глубина, см

Ширина,   м

Радиус закругления

Красноярск устье реки

Ангара

334

285

90*

600

устье реки

Ангара устье реки

Подкаменная

Тунгуска

550

290

70

600

устье реки

Подкаменная

Тунгуска

Дудинка

1112

320

150

1000

*) За исключением  Казачинского порога,  где ширина судового хода   составляет 70 м.

Основным перевозчиком на реках Красноярского края является ОАО «Енисейское речное пароходство». Оно способно осуществлять перевозки на всех судоходных участках Енисея и его притоков в период навигации с 15 мая по 10 октября. ОАО «Красноярский речной порт» - дочернее акционерное общество ОАО «Енисейское речное пароходство». Основная функция предприятия в структуре холдинга - обработка грузопотоков в бассейне Среднего Енисея. Красноярский речной порт был образован 1 апреля 1934 года в результате объединения нескольких баз и пристаней Красноярска. Порт располагался на левом берегу Енисея. В 1956 году произошло объединение Красноярского порта и порта Норильского комбината, который был построен на правом берегу Енисея. Порт расположен в крупнейшем промышленном центре Сибири - г. Красноярске на пересечении двух главных транспортных магистралей: сухопутной (Транссибирской железной дороги) и водной (главной артерией региона - реки Енисей, имеющей выход к морским портам Северного морского пути). Кроме того, подъездные автомобильные пути связывают предприятие с федеральной трассой «Байкал» (М53). Это позволяет Красноярском порту перерабатывать грузы смешанного сообщения (автомобильного, водного, железнодорожного) в любом направлении, в том числе за границу. Красноярский речной порт - один из основных перевалочных узлов будущего Красноярского мультимодального транспортно-логистического центра.