Нарастание площади происходит преимущественно за счет правого берега, со стороны которого впадают крупные притоки: это Ангара на 2120 км. От устья с площадью водосбора 106000 км2.
Реке Подкаменная Тунгуска на 1557 км от устья, с площадью водосбора 249000 км2, река Нижняя Тунгуска с площадью водосбора 250тыс. км2.
Участок реки Енисей от Красноярска до устья реки Ангара, имеет протяженность 331 км.
Средняя скорость течения при среднем навигационном уровне выше с. Атаманово составляет 2,0-2,1 м/с, а ниже его 1,8 м/с.
Ширина меженного русла изменяется от 0,6 до 3,5км. Наименьшая ширина встречается в суженных участках долин, сжатых высокими горами, высотой до 100 метров над меженным уровнем, расположенных в селе Атаманово и пос. Галанино.
Наибольшая ширина, в местах растекания русла по руковам у пос. Частоостровское, выше поселков Юксеево и Павлощины, а также возле районного центра Казачинское, там ширина русла доходит до 4 км.
Наибольшее затруднение судоходству на участке Красноярск – Стрелка представляет Казачинский порог. Он образован цепью подводных и надводных камней. Казачинский порог находится 241,5 км от Красноярска. Длина этого участка с перекатами составляет около 4 км, ширина 550-600 м, падение 3,8 м, средний уклон около 0,001 м. Движение судов в пороге одностороннее. Регулировка прохождения судов с верху в низ осуществляется блоком паст через семафор или УКВ радиосвязь. Снизу вверх осуществляется с помощью туера Енисей.
Перекаты с односторонним движением Средне – Шиверский, Атамановские камни, Предивинский, Нижнее - Иваковские камни, Быстрямский перекат.
Перекаты со сплошным прохождением – группа Ладейских перекатов, Есаульский, Ивановские камни, Падеринский, Белокопытовский, Рычковский и Савинский бык.
Участок реки Стрелка – Подкаменная Тунгуска имеют Осиновский порог, судовой ход которого имеет большую кривизну и сильно свальное течение, поэтому большегрузные составы проходят с расчалкой.
Участки Подкаменная Тунгуска - Игарка, Игарка – Дудинка, характеризуются более слабым течением, достаточными габаритами судового хода и наличием штормовых ветров.
Таблица 1
Гарантированные глубины (габариты) водных путей от Красноярска до Дудинки
2004 г. |
Протяженность, км |
Глубина, см |
Ширина, м |
Радиус закругления |
Красноярск устье реки Ангара |
334 |
285 |
90* |
600 |
устье реки Ангара устье реки Подкаменная Тунгуска |
550 |
290 |
70 |
600 |
устье реки Подкаменная Тунгуска Дудинка |
1112 |
320 |
150 |
1000 |
*) За исключением Казачинского порога, где ширина судового хода составляет 70 м.
Основным перевозчиком на реках Красноярского края является ОАО «Енисейское речное пароходство». Оно способно осуществлять перевозки на всех судоходных участках Енисея и его притоков в период навигации с 15 мая по 10 октября. ОАО «Красноярский речной порт» - дочернее акционерное общество ОАО «Енисейское речное пароходство». Основная функция предприятия в структуре холдинга - обработка грузопотоков в бассейне Среднего Енисея. Красноярский речной порт был образован 1 апреля 1934 года в результате объединения нескольких баз и пристаней Красноярска. Порт располагался на левом берегу Енисея. В 1956 году произошло объединение Красноярского порта и порта Норильского комбината, который был построен на правом берегу Енисея. Порт расположен в крупнейшем промышленном центре Сибири - г. Красноярске на пересечении двух главных транспортных магистралей: сухопутной (Транссибирской железной дороги) и водной (главной артерией региона - реки Енисей, имеющей выход к морским портам Северного морского пути). Кроме того, подъездные автомобильные пути связывают предприятие с федеральной трассой «Байкал» (М53). Это позволяет Красноярском порту перерабатывать грузы смешанного сообщения (автомобильного, водного, железнодорожного) в любом направлении, в том числе за границу. Красноярский речной порт - один из основных перевалочных узлов будущего Красноярского мультимодального транспортно-логистического центра.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.