Структура локомотива, как объекта диагностирования. Технические характеристики и анализ использования диагностических комплексов в депо, страница 2

1. СТРУКТУРА ЛОКОМОТИВА, КАК ОБЪЕКТА 

ДИАГНОСТИРОВАНИЯ

Тепловоз является сложной автоматизированной электромеханической системой и состоит из большого числа сборочных единиц (деталей, узлов и агрегатов), объединенных в несколько систем. Такие крупные системы тепловоза как дизель-генераторная установка (ДГУ), электрическая передача, экипажная часть, а также разнообразное вспомогательное оборудование требуют применения принципиально различных средств и методов диагностирования их технического состояния, различных организационных, технологических приемов.

Характеристика тепловоза как объекта диагностирования не может быть однозначной, из-за сложности и многообразия требований к нему и как составному звену системы технического обслуживания и ремонта (ТОР), на которой выполняется (непрерывно или дискретно)  диагностика. Основное требование к тепловозу как элементу ТОР - постоянное соответствие основных параметров фактическому уровню надежности, условиям эксплуатации и интенсивности использования тепловозов. Однако такое соответствие может быть достигнуто, если фактические показатели надежности локомотива, равно как и параметры системы ТОР, формируются на основе объективной информации о техническом состоянии тепловоза с учетом условий его использования. Для этого тепловоз включают в систему технического диагностирования, где он взаимодействует с техническими средствами и человеком.

Системы технического диагностирования тепловозов предназначаются для решения следующих задач:

1.  проверки исправности;

2.  проверки работоспособности;

3.  проверки правильного функционирования;

4.  поиска дефектов.

При этом устанавливаются следующие области применения систем технического диагностирования тепловозов:

1.  при испытании и наладке тепловозов в процессе производства;

2.  при техническом обслуживании (ТО) в процессе эксплуатации;

3.  при ремонте тепловозов.

Выбор вида системы диагностирования должен осуществляться на основании  технико-экономических расчетов и технических требований, отражающих специфику процесса диагностирования тепловозов  в процессе производства, эксплуатации и ремонта.

Анализ диагностической информации дает возможность установить в структуре тепловоза наиболее слабое звено, отказ которого в межремонтный период наиболее вероятен.

Тепловоз, как объект диагностирования  постоянно находится с одной стороны под разрушающим воздействием условий эксплуатации, а с другой под восстанавливающим воздействием технического обслуживания и ремонта (на рис. 1   представим структурную схему процессов диагностирования и технического обслуживания и ремонта тепловозов). Поэтому техническое состояние тепловоза постоянно меняется и характеризуется законами изменения параметров технического состояния  и диагностических параметров, также законами распределения показателей надежности его сборочных единиц и деталей в функции от времени и пробега.

В организацию системы диагностирования  большую роль играют принципы, положенные в основу декомпозиции тепловоза как объекта диагностирования. При этом сложную многофункциональную динамическую систему тепловоза разделим для целей диагностирования на ряд более простых элементов

(объектов диагностирования).


Схема формирования процессов диагностирования, технического обслуживания и ремонта тепловозов

 


Рис.1

При проверке работоспособности и поиске дефектов разделение (декомпозиция) элементов тепловоза производим по блочно-функциональному принципу. Блочно-функциональную декомпозицию тепловоза производим по вертикали и горизонтали (рис.2). Вертикальная декомпозиция тепловоза приводит к построению иерархии связей составляющих его компонентов, а значит, и иерархии диагностических целей и алгоритмов. В этой иерархии связей выделены пять уровней: секционный, сборочных единиц, системный, подсистемный и элементный. Древовидная форма иерархии связей конструктивных компонентов тепловоза предопределяет такую же форму соподчинения диагностических целей и алгоритмов для их достижения.