1. СТРУКТУРА ЛОКОМОТИВА, КАК ОБЪЕКТА
ДИАГНОСТИРОВАНИЯ
Тепловоз является сложной автоматизированной электромеханической системой и состоит из большого числа сборочных единиц (деталей, узлов и агрегатов), объединенных в несколько систем. Такие крупные системы тепловоза как дизель-генераторная установка (ДГУ), электрическая передача, экипажная часть, а также разнообразное вспомогательное оборудование требуют применения принципиально различных средств и методов диагностирования их технического состояния, различных организационных, технологических приемов.
Характеристика тепловоза как объекта диагностирования не может быть однозначной, из-за сложности и многообразия требований к нему и как составному звену системы технического обслуживания и ремонта (ТОР), на которой выполняется (непрерывно или дискретно) диагностика. Основное требование к тепловозу как элементу ТОР - постоянное соответствие основных параметров фактическому уровню надежности, условиям эксплуатации и интенсивности использования тепловозов. Однако такое соответствие может быть достигнуто, если фактические показатели надежности локомотива, равно как и параметры системы ТОР, формируются на основе объективной информации о техническом состоянии тепловоза с учетом условий его использования. Для этого тепловоз включают в систему технического диагностирования, где он взаимодействует с техническими средствами и человеком.
Системы технического диагностирования тепловозов предназначаются для решения следующих задач:
1. проверки исправности;
2. проверки работоспособности;
3. проверки правильного функционирования;
4. поиска дефектов.
При этом устанавливаются следующие области применения систем технического диагностирования тепловозов:
1. при испытании и наладке тепловозов в процессе производства;
2. при техническом обслуживании (ТО) в процессе эксплуатации;
3. при ремонте тепловозов.
Выбор вида системы диагностирования должен осуществляться на основании технико-экономических расчетов и технических требований, отражающих специфику процесса диагностирования тепловозов в процессе производства, эксплуатации и ремонта.
Анализ диагностической информации дает возможность установить в структуре тепловоза наиболее слабое звено, отказ которого в межремонтный период наиболее вероятен.
Тепловоз, как объект диагностирования постоянно находится с одной стороны под разрушающим воздействием условий эксплуатации, а с другой под восстанавливающим воздействием технического обслуживания и ремонта (на рис. 1 представим структурную схему процессов диагностирования и технического обслуживания и ремонта тепловозов). Поэтому техническое состояние тепловоза постоянно меняется и характеризуется законами изменения параметров технического состояния и диагностических параметров, также законами распределения показателей надежности его сборочных единиц и деталей в функции от времени и пробега.
В организацию системы диагностирования большую роль играют принципы, положенные в основу декомпозиции тепловоза как объекта диагностирования. При этом сложную многофункциональную динамическую систему тепловоза разделим для целей диагностирования на ряд более простых элементов
(объектов диагностирования).
Схема формирования процессов диагностирования, технического обслуживания и ремонта тепловозов
Рис.1
При проверке работоспособности и поиске дефектов разделение (декомпозиция) элементов тепловоза производим по блочно-функциональному принципу. Блочно-функциональную декомпозицию тепловоза производим по вертикали и горизонтали (рис.2). Вертикальная декомпозиция тепловоза приводит к построению иерархии связей составляющих его компонентов, а значит, и иерархии диагностических целей и алгоритмов. В этой иерархии связей выделены пять уровней: секционный, сборочных единиц, системный, подсистемный и элементный. Древовидная форма иерархии связей конструктивных компонентов тепловоза предопределяет такую же форму соподчинения диагностических целей и алгоритмов для их достижения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.