Главная разница между товаропроизводителем и обществом состоит в том, что деятельность первого еще предстоит признать, а деятельность второго уже признано, признание деятельности первого есть функция деятельности второго, а деятельность второго уже задана.
И эта разница подобно разности температур, давления притягивает товаропроизводителя к обществу, Тогда как общество может освободиться от любого товаропроизводителя в любой момент.
На основании проведенного анализа можем описать отношения между товаропроизводителем и обществом следующим образом:
(22) (23) |
Где , - функции интересов товаропроизводителей и общества.
Сравнивая (22) и (23) с (1) и (2) или с (4) и (5), обнаруживаем, что взаимозависимость товаровладельцев в силу различия их товаров (1) или (4) переходит в зависимость товаровладельцев от общества (22), а взаимонезависимость товаровладельцев в силу родства их товаров (2) или (5) переходит в независимость общества от товаровладельцев (23).
Пусть на рынке появились четыре товаровладельца , , , , каждый из которых выставил свой продукт труда , , , . Товаровладелец взамен на свой продукт труда хочет приобрести товар , а товаровладелец намерен обменять свой товар на . Товаровладелец нуждается в товаре , а в . Предположим, что необходимые количественные отношения выполнены. Таким образом, на рынке имеются необходимые виды труда в необходимом количестве для удовлетворения потребностей товаропроизводителей. Но продукты труда так "глупо" распределены, что ни один из владельцев товара не может приобрести нужный ему продукт труда взамен на свой. Перед владельцами продуктов труда возникает общая задача, суть которой в том, чтобы избавится от своего продукта труда, но при этом приобрести нужный продукт труда. Эта задача имеет два прямо противоположных способа решения. Каждый из этих способов решает заданную задачу: дает возможность избавится от своего продукта труда, получить необходимый продукт труда в соответствующем количестве, позволяет удовлетворить сиюминутные потребности, но каждый из этих способов ведет к совершенно различным последствиям.
Здесь рассматривается первый способ решения, необходимый для периода товарного производства.
Товаровладелец предлагает свой товар товаровладельцу взамен на его товар , но получает отказ. В свою очередь и предлагает свой товар товаровладельцу взамен на его товар , но и здесь та же картина, что между и . В результате между и возникает некое новое «общее им обоим» отношение, образуется сообщество "неудачников". и объединившись в одно общество, предлагают свой вариант:
уступает свой продукт товаровладельцу взамен на его товар , в котором сам , не нуждается, с целью передачи его взамен на товар . Теперь предлагают не товар как раньше, а товар , в котором так же не нуждается. В свою очередь стучится в дверь , от которого он получает отказ. Сообщество и , выясняв причину отказа со стороны , предложили продукт товаровладельцу взамен на продукт труда .
Это предложение принимается. Продукт труда переходит от к взамен на , а от - к взамен на затем от - к взамен на товар . Появилось новое общество, в котором непосредственная связь между и прервалась. Продукт труда пошел по рукам от к , от к и, наконец, прибыл к тому, кто в нем, собственно, нуждался. Все три товаровладельца , , проявили "заботу" о товаровладельце . Каждый товаровладелец, преследуя свои цели, владел товаром не для удовлетворения своих потребностей, а для удовлетворения потребностей того товаровладельца, в товаре которого он нуждается. Расширяя описанный пример посредством включения в него новых участников, получим такую картину: все товаропроизводители стремятся приобрести взамен на свой продукт труда такой продукт труда, в производственно-потребительной стоимости которого они не нуждаются. И такое всеобщее стремление товаровладельцев выталкивает определенный товар из сообщества товаров. "Изгнанный" товар, лишенный производственно-потребительной стоимости, приобретает новую потребительную стоимость в виде средства обмена. Новый товар, став средством обмена, сбрасывает свои частные функции и начинает выполнять общественные функции. И эти новые общественные функции "выборного" товара признаются всеми товаровладельцами, так как каждый из них приобретает его не для себя, а для других. И это признание основано на том индивидуальном интересе, что каждый товаропроизводитель не может удовлетворить своим индивидуальным потребностям иначе чем через новый товар. Этому новому товару дается название - деньги. Итак, новый товар деньги имеет общественную и индивидуальную потребительную стоимость, так как каждый, удовлетворяя свои потребности через деньги, приобретает их не для себя. Деньги- это непосредственно общественный продукт товаропроизводителей - это общественная собственность, обладают, следовательно, общественной силой. С возникновением общества товаропроизводителей возникает новая общественная собственность.
Поскольку общество проявляет себя только в момент обмена, то и общественная собственность - деньги возникает в этот период. Материальным носителем частной собственности являются частные продукты труда, переходящие из производства одного частного лица в производство другого. Материальными носителями общественной собственности выступают деньги, участвующие в процессе обмена. Деньги в силу своих функций отрываются от производителя материальных благ.
Главная разница между частными товарами и деньгами состоит в том, что первым еще предстоит получить признание, тогда как потребительная стоимость вторых уже признана. И эта разница между товарами и деньгами создает силу, которая притягивает товары к деньгам, устанавливает одностороннюю зависимость товаров от денег.
(24) |
где - функция потребительной стоимости, - функция стоимости.
Уравнения (24) нельзя обратить по тем же причинам по которым нельзя было подчинить производство производителя его интересам (15), (16).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.