где - стоимость единичного изделия (общественно необходимые затраты для производства единичного изделия), , - единичные индивидуальные затраты i-го и j-го индивидов, , - коэффициенты отклонения индивидуальных затрат от общественно необходимых. В формуле (6) отсутствует вид конкретного труда, все виды труда приведены к одному. Например, i-ый индивид выращивает пшеницу, а j- ый индивид шьет рубашки. Индивидуальные затраты для производства одного килограмма пшеницы равны , а для производства одной рубашки - . Соответственно, и - общественно необходимые затраты для производства одного килограмма пшеницы и одной рубашки. Пусть общественно-необходимые затраты для производства одного килограмма мяса равны s. Тогда i-ому индивиду для того, чтобы приобрести один килограмм мяса, необходимо произвести килограммов пшеницы, а j-му индивиду - рубашек.
(7) |
Формула (7) означает, что i-ый индивид как бы производит один килограмм мяса с индивидуальными затратами , а j-ый индивид - с затратами . Переобозначив величины и соответственно через и , получим формулу (6).
Закон стоимости (6) реализуется через цены. Формула (6) приобретает следующий вид:
(8) |
где - цены единичного изделия.
Компромисс между условиями (1) и (2) выражен в (3) или (6). И сущность этого компромисса заключается в том, что закон (6) обезличивает качественные понятия эффекта и затрат посредством их отождествления. То, что является эффектом для одного, превращается в затраты для другого, соответственно право одного индивида переходит в ответственность другого. В законе стоимости качественные различия (затраты и эффект) отождествляются, а количественные различия соответственно по затратам и эффекту соотносятся каждый раз различным образом. То есть между количественными значениями затрат (эффекта) различных индивидов нет определенной зависимости, нет зависимости. Следовательно, в силу отсутствия зависимости затрат и эффекта одного индивида соответственно от затрат и эффекта другого индивида отсутствует общая ответственность за суммарные затраты, общее право на суммарные результаты - отсутствует общая собственность.
По предположению, процесс обмена длится один миг (). Предположим однако, что продолжительность процесса обмена равна и рассмотрим на этом отрезке времени характер зависимости интересов одного товаропроизводителя от интересов другого. Здесь следует иметь в виду то обстоятельство, что закон стоимости, хотя действует помимо воли и сознания людей, но так, что приводит в движение и волю, и сознание товаровладельцев. Если всевозможные индивидуальные затраты и произведены, то величины , в законе (6) не зависят от воли и сознания отдельных индивидов, коллективов, всего общества. Вместе с индивидуальными затратами дан и уровень общественно необходимых затрат, следовательно, даны коэффициенты ,. Величины , являются функциями прошлой деятельности воли и создания индивидуумов, поэтому они не зависят от воли и создания индивидов в настоящий момент. А коэффициенты , являются функциями деятельности индивидов в настоящий момент, поэтому они зависят от воли и сознания индивидов, коллективов. Так как цена определяется соотношением спроса и предложения
В соотношении отсутствует еще один коэффициент – стоимость денег.
Следует вместо пользоваться общественной ценой , которая не зависит от пространственных координат и т.д. Но для этого надо ввести физическое пространство, пространство людей, материальных благ (транспортные условия) …
В данном анализе такая (количественная) погрешность связана с отсутствием коэффициента пропорциональности (если предположить, что стоимость золота постоянна). Вывод (9) будет тем же.
где - количество продукции данного вида, находящегося на рынке, - количество продукции, которое может быть куплено покупателями, то каждый товаровладелец разыскивает рынок, на котором цена выше стоимости продуктов, а каждый покупатель, напротив, ищет рынок, на котором цены продуктов труда меньше их стоимостей. Товаровладелец и покупатель не только притягиваются, но и отталкиваются. Приход товаровладельца на рынок повышает предложение, следовательно, уменьшает цену, что направлено против него. Приход покупателя повышает спрос, следовательно, цену, что не в его интересах. Таким образом, приход товаровладельца и покупателя настолько же нежелателен для них, насколько необходим. Это положение рождает новое искусство - искусство торговать, а в XX веке - теорию игр.
Допустим, товаровладелец выносит на рынок товар со стоимостью .Интерес товаровладельца состоит в том, чтобы цена его товара была как можно больше, по крайней мере, больше, чем его стоимость, то есть , чтобы выполнялось неравенство . Интерес покупателя прямо противоположный. Таким образом, интерес товаровладельца можно описать функцией
а интерес покупателя
Интересы продавца и покупателя связаны следующим образом:
(9) |
Условие (9) есть антагонистическое отношение между продавцом и покупателем. Положительные (отрицательные) изменения функции интересов покупателя вызывают отрицательные (положительные) изменения в функции интересов продавца и наоборот.
Действительно, частная производная от по отрицательна
(10) |
Антагонизм (9) или (10) возникает в процессе обмена, по окончании которого он гаснет. Однако индивиды, обладающие памятью, помнят об этом антагонизме. Условие (10) есть нарушение условия безразличия (5) антагонистическим образом. Условие (1) диктует необходимость соединения интересов, а условие (2) отрицает такую необходимость. В результате единства таких противоположностей возникает антагонистическая связь (9) или (10) в пространстве, а с учетом наличия памяти возникает новая связь так же во времени. Рождается новое антагонистическое общество в зародыше.
Антагонизм господствует не только между классом покупателей и классом продавцов, но внутри каждого из этих классов. Причем внутри классов продавцов и покупателей борьба еще более жестокая.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.