Антикапитал (вопросы политической экономии социализма), страница 5

где   - стоимость единичного изделия (общественно необходимые затраты для производства единичного изделия), , - единичные индивидуальные затраты  i-го и  j-го индивидов, , - коэффициенты отклонения индивидуальных затрат  от общественно необходимых. В формуле (6) отсутствует вид конкретного труда, все виды труда приведены к одному. Например,  i-ый индивид выращивает пшеницу, а   j- ый индивид шьет рубашки. Индивидуальные затраты для производства одного килограмма пшеницы равны    , а для производства одной рубашки  - . Соответственно,    и    - общественно необходимые затраты для производства одного килограмма пшеницы и одной рубашки. Пусть общественно-необходимые затраты для производства одного килограмма  мяса равны   s. Тогда  i-ому индивиду для того, чтобы приобрести один килограмм мяса, необходимо произвести    килограммов пшеницы, а  j-му индивиду  -   рубашек.

(7)

Формула (7) означает, что  i-ый индивид как бы производит один килограмм мяса с индивидуальными затратами   , а  j-ый индивид - с затратами  .  Переобозначив величины    и   соответственно через    и   , получим формулу (6).

Закон стоимости (6) реализуется через цены. Формула (6) приобретает следующий вид:

(8)

где      - цены единичного изделия.

Компромисс между условиями (1) и (2) выражен в (3) или (6). И сущность этого компромисса заключается в том, что закон (6) обезличивает качественные понятия эффекта и затрат посредством их отождествления. То, что является эффектом для одного, превращается в затраты для другого, соответственно право одного индивида переходит в ответственность другого.  В законе стоимости качественные различия (затраты и эффект) отождествляются, а количественные различия соответственно по затратам и эффекту соотносятся каждый раз различным образом.  То есть между количественными значениями затрат (эффекта) различных индивидов нет определенной зависимости, нет зависимости. Следовательно,  в силу отсутствия зависимости затрат и эффекта одного индивида соответственно от затрат и эффекта другого индивида отсутствует общая ответственность за суммарные затраты, общее право на суммарные результаты - отсутствует общая собственность.

По предположению, процесс обмена длится один миг (). Предположим однако, что продолжительность процесса обмена равна   и рассмотрим на этом отрезке времени характер зависимости интересов одного товаропроизводителя от интересов другого. Здесь следует иметь в виду то обстоятельство, что закон стоимости, хотя действует  помимо воли и сознания людей, но так, что приводит в движение и волю, и сознание товаровладельцев. Если всевозможные индивидуальные затраты    и  произведены, то величины ,  в законе (6) не зависят от воли и сознания отдельных индивидов, коллективов, всего общества. Вместе с индивидуальными затратами дан и уровень общественно необходимых затрат, следовательно, даны коэффициенты ,. Величины ,  являются функциями прошлой деятельности воли и создания индивидуумов, поэтому они не зависят от воли и создания индивидов в настоящий момент. А коэффициенты  , являются функциями деятельности индивидов в настоящий момент, поэтому они зависят от воли и сознания индивидов, коллективов. Так как цена определяется соотношением спроса и предложения

В соотношении отсутствует еще один коэффициент – стоимость денег.

Следует вместо   пользоваться общественной ценой  , которая не зависит от пространственных координат и т.д. Но для этого надо ввести физическое пространство, пространство людей, материальных благ (транспортные условия) …

В данном анализе такая (количественная) погрешность связана с отсутствием коэффициента пропорциональности (если предположить, что стоимость золота постоянна). Вывод (9) будет тем же.

где    - количество продукции данного вида, находящегося на рынке,  - количество продукции, которое может быть куплено покупателями, то каждый товаровладелец разыскивает рынок, на котором цена выше стоимости продуктов, а каждый покупатель, напротив, ищет рынок, на котором цены продуктов труда меньше их стоимостей. Товаровладелец и покупатель не только притягиваются, но и отталкиваются. Приход товаровладельца на рынок повышает предложение, следовательно, уменьшает цену, что направлено против него. Приход покупателя повышает спрос, следовательно, цену, что не в его интересах. Таким образом, приход товаровладельца и покупателя настолько же нежелателен для них, насколько необходим. Это положение рождает новое искусство - искусство торговать, а в XX веке - теорию игр.

Допустим, товаровладелец выносит на рынок товар со стоимостью .Интерес товаровладельца состоит в том, чтобы цена его товара была как можно больше, по крайней мере, больше, чем его стоимость, то есть    , чтобы выполнялось неравенство    . Интерес покупателя прямо противоположный. Таким образом, интерес товаровладельца можно описать функцией

  а интерес покупателя

Интересы продавца и покупателя связаны следующим образом:

(9)

Условие (9) есть антагонистическое отношение между продавцом и покупателем. Положительные (отрицательные) изменения функции интересов покупателя вызывают отрицательные (положительные) изменения в функции интересов продавца и наоборот.

Действительно, частная производная от      по    отрицательна

(10)

Антагонизм (9) или (10) возникает в процессе обмена, по окончании которого он гаснет. Однако индивиды, обладающие памятью, помнят об этом антагонизме. Условие (10) есть нарушение условия безразличия (5) антагонистическим образом. Условие (1) диктует необходимость соединения интересов, а условие (2) отрицает такую необходимость. В результате единства таких противоположностей возникает антагонистическая связь (9) или (10) в пространстве, а с учетом наличия памяти возникает новая связь так же во времени. Рождается новое антагонистическое общество в зародыше.

Антагонизм господствует не только между классом покупателей и классом продавцов, но внутри каждого из этих классов. Причем внутри классов продавцов и покупателей борьба еще более жестокая.