где -
стоимость единичного изделия (общественно необходимые затраты для производства
единичного изделия),
,
-
единичные индивидуальные затраты i-го и j-го
индивидов,
,
- коэффициенты отклонения
индивидуальных затрат от общественно необходимых. В формуле (6) отсутствует
вид конкретного труда, все виды труда приведены к одному. Например, i-ый индивид выращивает пшеницу, а j- ый индивид
шьет рубашки. Индивидуальные затраты для производства одного килограмма пшеницы
равны
, а для производства одной рубашки -
. Соответственно,
и
- общественно необходимые затраты для производства
одного килограмма пшеницы и одной рубашки. Пусть общественно-необходимые
затраты для производства одного килограмма мяса равны s. Тогда i-ому индивиду для того, чтобы
приобрести один килограмм мяса, необходимо произвести
килограммов пшеницы, а j-му индивиду -
рубашек.
|
(7) |
Формула (7) означает, что i-ый индивид как бы производит
один килограмм мяса с индивидуальными затратами , а j-ый индивид - с затратами
. Переобозначив величины
и
соответственно через
и
, получим формулу (6).
Закон стоимости (6) реализуется через цены. Формула (6) приобретает следующий вид:
|
(8) |
где -
цены единичного изделия.
Компромисс между условиями (1) и (2) выражен в (3) или (6). И сущность этого компромисса заключается в том, что закон (6) обезличивает качественные понятия эффекта и затрат посредством их отождествления. То, что является эффектом для одного, превращается в затраты для другого, соответственно право одного индивида переходит в ответственность другого. В законе стоимости качественные различия (затраты и эффект) отождествляются, а количественные различия соответственно по затратам и эффекту соотносятся каждый раз различным образом. То есть между количественными значениями затрат (эффекта) различных индивидов нет определенной зависимости, нет зависимости. Следовательно, в силу отсутствия зависимости затрат и эффекта одного индивида соответственно от затрат и эффекта другого индивида отсутствует общая ответственность за суммарные затраты, общее право на суммарные результаты - отсутствует общая собственность.
По предположению, процесс обмена длится один миг (). Предположим однако,
что продолжительность процесса обмена равна
и рассмотрим на этом отрезке времени характер
зависимости интересов одного товаропроизводителя от интересов другого. Здесь
следует иметь в виду то обстоятельство, что закон стоимости, хотя действует
помимо воли и сознания людей, но так, что приводит в движение и волю, и
сознание товаровладельцев. Если всевозможные индивидуальные затраты
и
произведены,
то величины
,
в законе (6) не зависят от воли
и сознания отдельных индивидов, коллективов, всего
общества. Вместе с индивидуальными затратами дан и
уровень общественно необходимых затрат, следовательно, даны коэффициенты
,
.
Величины
,
являются функциями прошлой
деятельности воли и создания индивидуумов, поэтому они не зависят от воли и создания индивидов в настоящий момент. А коэффициенты
,
являются
функциями деятельности индивидов в настоящий момент, поэтому они зависят от
воли и сознания индивидов, коллективов. Так как цена определяется соотношением спроса и предложения
|
В соотношении отсутствует еще один коэффициент – стоимость денег.
Следует вместо пользоваться общественной ценой
, которая не зависит от
пространственных координат и т.д. Но для этого надо ввести физическое
пространство, пространство людей, материальных благ (транспортные условия) …
В данном анализе такая (количественная) погрешность связана с отсутствием коэффициента пропорциональности (если предположить, что стоимость золота постоянна). Вывод (9) будет тем же.
где - количество
продукции данного вида, находящегося на рынке,
-
количество продукции, которое может быть куплено покупателями, то каждый
товаровладелец разыскивает рынок, на котором цена выше стоимости продуктов, а
каждый покупатель, напротив, ищет рынок, на котором цены продуктов труда меньше
их стоимостей. Товаровладелец и покупатель не только притягиваются, но и
отталкиваются. Приход товаровладельца на рынок повышает предложение,
следовательно, уменьшает цену, что направлено против него. Приход покупателя
повышает спрос, следовательно, цену, что не в его интересах. Таким образом,
приход товаровладельца и покупателя настолько же
нежелателен для них, насколько необходим. Это положение рождает новое искусство
- искусство торговать, а в XX веке - теорию игр.
Допустим, товаровладелец выносит на рынок товар со стоимостью .Интерес
товаровладельца состоит в том, чтобы цена его товара была как можно больше, по крайней мере, больше, чем его
стоимость, то есть
, чтобы выполнялось
неравенство
.
Интерес покупателя прямо противоположный. Таким образом, интерес
товаровладельца можно описать функцией
|
а интерес покупателя
|
Интересы продавца и покупателя связаны следующим образом:
|
(9) |
Условие (9) есть антагонистическое отношение между продавцом и покупателем. Положительные (отрицательные) изменения функции интересов покупателя вызывают отрицательные (положительные) изменения в функции интересов продавца и наоборот.
Действительно, частная производная от по
отрицательна
|
(10) |
Антагонизм (9) или (10) возникает в процессе обмена, по окончании которого он гаснет. Однако индивиды, обладающие памятью, помнят об этом антагонизме. Условие (10) есть нарушение условия безразличия (5) антагонистическим образом. Условие (1) диктует необходимость соединения интересов, а условие (2) отрицает такую необходимость. В результате единства таких противоположностей возникает антагонистическая связь (9) или (10) в пространстве, а с учетом наличия памяти возникает новая связь так же во времени. Рождается новое антагонистическое общество в зародыше.
Антагонизм господствует не только между классом покупателей и классом продавцов, но внутри каждого из этих классов. Причем внутри классов продавцов и покупателей борьба еще более жестокая.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.