Антикапитал (вопросы политической экономии социализма), страница 2

Максимальное удовлетворение равнозначно минимальному неудовлетворению потребностей. Пусть   - функция развития  j -го вида потребности   i - го индивида,  - функция развития    j - го блага   i - го индивида, способная удовлетворить частично или полностью его потребности. Тогда процесс максимального удовлетворения потребностей отдельного индивида равнозначен минимизации функции    . Это индивидуальная цель каждого индивида. Для всего общества упомянутая цель может быть написана в виде двойной суммы

Здесь n  - количество членов общества,    mi – количество различных видов потребностей  i -го индивида. Сумма благ   всегда конечна. Функция   целиком обусловлена способом производства. Функция    также определена способом производства. Правда, функция    зависит также от физиологических и географических параметров. Но последние входят, как почти постоянные величины в состав  .

Закон развития социалистического общества таков, что величина

непрерывно стремится к нулю. И это стремление есть признак перерастания социализма в коммунизм.

Однако, одно дело описать, как должно развиваться социалистическое общества, совсем другое - понять, почему так, а не иначе, какой конкретно закон обусловливает такое, а не иное развитие. Именно выяснение этого последнего составляет основную задачу политической экономии социализма. Способ решения этой задачи, по-видимому, укажет на основной закон социализма, поскольку последний должен содержаться в первом.

Коммунистический способ распределения невозможен сегодня, когда труд не стал потребностью каждого, не только потому, что не хватает тех или иных продуктов труда, но, главным образом, потому что коммунистический  способ распределения был бы менее прогрессивным. Несмотря на это, коммунистический способ распределения содержится уже в зародышевой форме в социалистическом способе распределения. Что же касается последнего, в "этом надо как следует разобраться с тем, чтобы поставить социалистическую экономику на свои собственные ноги ([5]).

Теорию, описывающую социалистический способ распределения: условия движения продукта труда от производителя к обществу и обратно, мы будем называть теорией антикапитала, подчеркивая тем самым, что все, что способствовало возникновению и укреплению капитала, - все должно быть уничтожено. (Имеется в виду прогрессивное уничтожение. Примечание автора.)

Прежде, чем переходить к анализу теории антикапитала, следует ответить открыто на поставленный вопрос: кто основоположник научного коммунизма? К. Маркс, Ф. Энгельс и их продолжатель В.И. Ленин, которые отрицают совместимость товарных отношений и государства с социализмом, видят в "мостике перехода от капитализма к коммунизму" способ уничтожения государства, укрепления диктатуры пролетариата, или И.В. Сталин и его последователи, которые, всячески игнорируя "мостик перехода", "доказывают" необходимость сохранения государства и товарных отношений?

Марксисты исходят из того неукоснительного положения, что выводы Маркса и Энгельса относительно товарных отношений, государства, собственности являются основополагающими, составляют фундамент научного коммунизма. Эти выводы  инвариантны относительно пространства и времени. Они одинаково справедливы для США и Китая, для XIX и XX веков. Это не догма, а научная истина, установленная двумя гениями пролетарского движения на основе всестороннего анализа развития человеческого общества.

Экономическое отношение, которое является необходимым следствием товарных отношений, раскалывает общество на классы, будем называть государственным отношением или просто государством. Термин "государство" будет употребляться в двойном смысле: как экономическое отношение, раскалывающее общество на классы, и как орган, стоящий над обществом.

Экономическое отношение, которое является необходимым следствием социалистических исходных отношений (антитоварных), соединяет интересы общества и личности, будем называть диктатурой пролетариата. Термин "диктатура пролетариата" употребляется также в двояком смысле: как производственное отношение, которое сплачивает общество, как орган, руководящий деятельностью общества, "этому обществу всецело подчиненный", (стр. 22; [6]).

Основы теории антикапитала были изложены Марксом и Энгельсом в виде отрицания товарных отношений и государства, утверждения прямо противоположных отношений, диктатуры пролетариата.

Кульминационным моментом теории антикапитала является теория перехода от государства к негосударству - диктатуре пролетариата.

Теоретическое достижение Маркса и Энгельса: доказательство необходимости уничтожения товарных отношений и государства при переходе от капитализма к социализму было использовано Лениным в качестве плацдарма при создании партии большевиков, теории захвата пролетариатом государственной власти, теории национального вопроса. Знаменитый пункт первого параграфа Устава КПСС, выдвинутый В.И. Лениным на II съезде РСДРП, есть ничто иное, как отрицание товарных и государственных отношений между партией и рабочим классом. В.И. Ленин в условиях царского самодержавия нашел единственный способ уничтожения товарных и государственных отношений между партией и рабочим классом.

ЦК КПСС в  отчетном докладе XXV съезду КПСС поставил задачу: укрепить оба начала демократического централизма, соединяя интересы работника с интересами предприятия, интересы предприятия с интересами государства. Данная задача была конкретизирована и развита в решениях Июльского и Ноябрьского Пленумов ЦК КПСС 1978г. Поставленная ЦК КПСС политэкономическая задача предполагает дальнейшую разработку вопросов политической экономии социализма. Теория антикапитала получила свое развитие в новой Конституции СССР, в особенности в главах, посвященных политической системе и основным правам и обязанностям граждан СССР.