Работоспособное состояние (работоспособность). Единичные и комплексные показатели надежности. Показатели безотказности, страница 19

Изношенные посадочные места под шестерню газораспределения и шкив восстанавливают шлифованием под ремонтный размер или наращиванием с последующей механической обработкой под номинальный размер.

Широкое распространение получил метод восстановления шеек стальных и чугунных коленчатых валов с применением автоматической наплавки под слоем флюса или вибродуговой наплавки с последующей термической и механической обработкой.

После шлифования и полирования шеек коленчатые валы и масляные каналы в них промывают и продувают, а затем подвергают контролю.

Шатуны большинства автотракторных двигателей изготавливаются из сталей 40Г; 45; 40Х и др. В процессе их эксплуатации могут возникнуть следующие дефекты: изгиб и скрученность, износ плоскостей разъема и торцевых поверхностей под болты и гайки в нижней головке шатуна, износ отверстия нижней головки под вкладыши, отверстия под втулку и самой втулки в верхней головке шатуна. При наличии трещин, обломов, аварийных изгибов и некоторых других дефектов в зависимости от марки двигателя шатуны выбраковываются.

Поступившие на ремонт шатуны проверяют на изгиб и скрученность. Для этих целей применяют оптические приборы или индикаторные приспособления. В условиях индивидуального производства скрученность шатуна определяют следующим образом. Шатун верхней головкой зажимают в тиски, которые установлены на плите. К нижней головке шатуна подводят угольник, опирающийся на плиту. Максимальный зазор между угольником и боковой плоскостью будет равен удвоенной скрученности. Необходимо, чтобы зажимные плоскости губок тисков были перпендикулярны к плоскости плиты. Изгиб шатуна можно определить обычными линейными измерениями с помощью нутромера и штангенциркуля при известных номинальных размерах.

Если изгиб и скрученность превышают допустимые, шатун подвергают правке. Скрученность устраняют из специальном приспособлении или рычагом в тисках. Шатуны, имеющие изгиб, правят на прессах.

Перед восстановлением отверстий под шатунные подшипники проверяют плоскости разъема и опорные поверхности под головки шатунных болтов и гайки. Смятые или изношенные плоскости разъема фрезеруют или шлифуют до выведения следов износа и получения параллельности образующей отверстия. При этом обработку плоскости разъема шатуна ведут на горизонтально-фрезерных станках торцевыми или трехсторонними фрезами или на плоскошлифовальных — чашечным кругом.

Опорные поверхности крышки под гайки фрезеруют на вертикально-фрезерных станках концевыми фрезами, а поверхности под болты у шатуна — на горизонтально-фрезерных станках трехсторонними или торцевыми фрезами до выведения следов износа. При больших износах восстановление осуществляют наращиванием металла с последующей обработкой под номинальный размер.

Перед сборкой шатуна для наплавки в отверстия шатунных болтов устанавливают стальные втулки, а на поверхности разъема — стальные прокладки, предохраняющие от оплавления ненаплавляемые поверхности. Шатун собирают на специальных болтах, которые удаляют после наплавки, нижнюю головку шатуна разрезают по ранее установленным прокладкам дисковой фрезой на горизонтально-фрезерном станке. Затем наплавляют плоскости разъема крышки и шатуна и опорные поверхности под гайки и головки болтов с последующей их механической обработкой.

Нижнюю головку растачивают под номинальный, а верхнюю — под увеличенный ремонтный размер. Токарный станок должен иметь достаточную высоту центров для прохода обрабатываемого шатуна над станиной. Растачивание может вестись окончательно или с припуском на последующее шлифование или хонингование.

Изношенное отверстие под втулку в верхней головке шатуна восстанавливают наплавкой в среде углекислого газа или вибродуговой наплавкой с последующим растачиванием под номинальный размер. Изношенные втулки верхней головки шатуна заменяют новыми или восстанавливают осадкой и растачивают внутренний диаметр совместно с шатуном на необходимый размер.