Работоспособное состояние (работоспособность). Единичные и комплексные показатели надежности. Показатели безотказности, страница 11

Односторонне изношенные симметричные шестерни можно перевернуть неработавшей стороной (на 180 °) и использовать для дальнейшей работы. При повороте шестерни с несимметричной ступицей последнюю подрезают (если это необходимо), а с противоположной стороны к ней приваривают или привинчивают кольцо, равное по ширине отрезанной части.

Замена поломанных зубьев новыми допустима только в неточных тихоходных передачах. Чаще всего зубья восстанавливают при помощи ввертышей, башмаков или вставок. В этом случае поломанные зубья фрезеруют до основания, изготавливают с припуском вышеуказанные элементы, устанавливают их, а затем обрабатывают, контролируя с помощью шаблонов и скоб.

Изношенные посадочные места зубчатых колес восстанавливают как под номинальный, так и под ремонтный размеры. В первом случае слой металла наращивают путем наплавки, постановкой ремонтных втулок, электролитическим наращиванием с последующей механической обработкой под номинальный размер; во втором - увеличивают отверстие под заданный ремонтный размер

№20.   Ремонт   втулочно-роликовых цепей.

Основным дефектом втулочно-роликовых цепей является их удлинение за счет износа, который приводит к увеличению шага цепи. Износ определяют замером длины двадцати звеньев (линейкой или специальным приспособлением). Перед измерением цепь должна быть натянута с определенным усилием. Так, для втулочно-роликовой цепи с шагом 19,05 мм усилие натяжения составляет 200 Н.

Допустимое удлинение цепи не должно превышать 4...5 %. Установлено, что из-за одностороннего износа валиков и втулок у нереверсивных передач цепь удлиняется в результате увеличения расстояния между соседними внутренними звеньями. У наружного звена шаг почти не увеличивается.

Для уменьшения шага цепь разбирают, а валики и втулки поворачивают в пластинах на 180 ° относительно их первоначального положения (для работы неизношенными поверхностями). Указанный способ позволяет почти полностью восстановить шаг, но при этом требует полной разборки цепи.

Удлинение цепи может быть уменьшено на 50...80 % заменой изношенных валиков новыми. Для восстановления посадки валика в пластинах и частичного уменьшения износа валики выполняют с увеличенным на 0,2 мм диаметром. При этом цепь также полностью разбирают.

Разборку и сборку цепи осуществляют на приспособлении с применением бородков, оправок и обжимок. Элементы цепи, имеющие изломы, трещины, выкрашивания и износы сверх допустимой величины подлежат выбраковке. Собранную цепь проваривают в графитизированном смазочном материале.

Существует безразборный способ восстановления шага втулочно-роликовых цепей путем уменьшения расстояния между осями втулок соседних внутренних звеньев. Для этого среднюю часть пластин наружного звена нагревают ТВЧ до пластического состояния и осаживают. В целях получения нормального шага у наружного звена подбирают вкладыш необходимой толщины.

№21.  Ремонт   рам и металлоконструкций.

Рамы большинства торфяных машин изготовлены в виде сварных или клепаных металлических конструкций. Типичные дефекты металлоконструкций: трещины по основному металлу или сварным швам, погнутость и скручивание балок, износ центрирующих отверстий и отверстий под болты крепления и заклепки, износ проушин и др.

Трещины по основному металлу устраняют сваркой с предварительной их разделкой и засверливанием по краям. Треснувшие сварные швы предварительно удаляют, а затем разделывают и заваривают. Поврежденные элементы рам вырезают и на их место приваривают вновь изготовленные. Для усиления жесткости рамы на нее приваривают стальные накладки. Трещины, проходящие по отверстиям под заклепки, устраняют следующим образом. Вырезают поврежденный участок, приваривают встык вставку и упрочняют наклепом зону термического воздействия. Усиливающие накладки приваривают только продольными швами. Накладки и вставки должны иметь длину, равную двойной ширине бруса. Погнутость элементов устраняют правкой рам в собранном виде без нагрева, применяя винтовые или гидравлические распорки, стяжки и другие приспособления, а при значительных деформациях раму разбирают на отдельные детали, которые затем восстанавливают.