Изношенные шлицы на валах диаметром до 50 мм и шириной канавки до 6 мм заплавляют полностью. У валов больших размеров наплавляют неизношенную сторону шлица. Валики при наплавке накладывают поочередно с диаметрально противоположных сторон, что снижает коробление. После наплавки шлицы обрабатывают на станках. Вал закрепляют по меткам, нанесенным на торцевой части перед наплавкой. Это необходимо для того, чтобы снимать в основном только наплавленный металл.
При износе на валах шлицев по ширине до 0,1...0,2 мм их можно восстановить раздачей с нагревом или электроискровым наращиванием боковых поверхностей с последующим шлифованием на шлицешлифовальных станках. В отдельных случаях сильно изношенную шлицевую часть вала отрезают, приваривают новый конец заготовки, обрабатывают и нарезают новые шлицы.
Изношенные шпоночные канавки восстанавливают фрезерованием под увеличенный ремонтный размер шпонки, но не более чем на 15 % по ширине. Если шпоночная канавка уже фрезеровалась или сильно изношена, ее заваривают полностью и фрезеруют канавку номинального размера на новом месте с поворотом вала на 90...120 °. Этот способ нельзя применять для деталей, у которых расположение шпоночного паза ограничено угловым размером (например, вал газораспределения).
№19. Восстановление зубчатых колес и звездочек.
Зубчатые колеса могут иметь следующие неисправности: износ зубьев по толщине, торцевой поверхности обода, ступицы и зубьев, кольцевой канавки под вилку переключения, шлицев и посадочных отверстий, скалывание и поломка зубьев, трещины в ступице.
При износе или повреждении зубьев до выбраковочного состояния шестерни восстанавливают сравнительно редко, так как эти процессы достаточно сложны и применяются практически только на крупных специализированных предприятиях, где используют наплавку, пластическое деформирование, замену венцов И др.
Наплавку зубьев осуществляют электродами, которые обеспечивают высокую прочность наплавленного слоя без применения термообработки. На плавку ведут в ванне с водой, куда погружают почти всю шестерню, кроме места наплавки, что предупреждает коробление детали. Как правило, наплавка дает неудовлетворительные результаты и может применяться преимущественно для зубьев, изношенных по торцам. Ее можно применить и для наплавки боковых поверхностей зуба в слабонагруженных малоскоростных передачах. После наплавки в обязательном порядке производится механическая обработка.
Восстановление пластическим деформированием возможно только у колес, которые обладают необходимым конструктивным запасом металла на ободе и ступице и не имеют поломанных зубьев, сколов, трещин на ободе и ступице. Восстановление осуществляется перемещением запаса металла в нужном направлении и созданием за его счет припусков порядка 1,0,..1,5 мм по толщине зуба, 0,5...0,8 мм — по наружному диаметру и 1,2...1,5 мм по диаметру внутреннего отверстия для последующей механической обработки. При использовании данного метода для каждого типоразмера шестерни требуется свой штамп. После деформирования деталь подвергают механической обработке: растачивают отверстие, подрезают торцы, протачивают наружный диаметр, нарезают зубья и т.п.
Блоки шестерен при износе одного из зубчатых венцов восстанавливают путем его замены. Изношенный венец отжигают и протачивают до размера D, который позволяет получить толщину ступицы В + h в 1,5...2,5 раза больше высоты зуба. Изготавливают новый венец с припуском по торцам и наружному диаметру. Для облегчения напрессовки венцы нагревают в воде или масле до температуры 95...100 °С. После напрессовки венец стопорят двумя-тремя винтами, приваривают сваркой, протачивают имеющийся припуск, нарезают зубья и калят на ТВЧ. Аналогичным образом поступают при замене изношенных венцов, установленных на заклепках. Этот метод применяют и в условиях мастерских торфопредприятий.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.