Работоспособное состояние (работоспособность). Единичные и комплексные показатели надежности. Показатели безотказности, страница 13

Втулки шестеренных насосов выполняют из бронзы или специальных алюминиевых сплавов. Торцевые поверхности втулок и лыски при незначительном износе отверстий под цапфы восстанавливают наплавкой баббита или бронзы с последующей обработкой и притиркой на плите под номинальные или требуемые размеры.

Основными дефектами крышки насоса являются износ торцевой поверхности со стороны корпуса, задиры и забоины. Они устраняются с помощью механической обработки на вертикально-фрезерных или других станках.

Перед сборкой насоса все его детали тщательно промывают в керосине, продувают сжатым воздухом и смазывают дизельным маслом. Протирать детали ветошью после промывки запрещается. При сборке насоса правого вращения ведущую шестерню устанавливают в левый колодец, а левого вращения — в правый колодец. Отверстие "Вход" должно быть обращено к сборщику. Все уплотнения заменяют новыми. После сборки насоса валик ведущей шестерни должен прокручиваться от руки без заедания. Собранные насосы подлежат испытанию и обкатке на стенде.

№22. Общий подход  к  ремонту блок-картера ДВС.

Блок-картеры после длительной эксплуатации могут иметь следующие основные дефекты, которые следует устранить при ремонте: трещины или пробоины на наружной поверхности водяной рубашки и картерной части; трещины в перемычках между цилиндрами; повреждение или коробление привалоч-ных поверхностей, сопрягаемых с головкой блока и поддоном; износ или деформация гнезд под вкладыши коренных подшипников, отверстий под опорные шейки распределительного вала, внутренних поверхностей цилиндров или гильз; износ или деформация посадочных мест под бурты гильз, отверстий под толкатели или втулки толкателей; кавитационный износ на стенках блока или гильз около уплотнительных колец; износ резьбовых отверстий, отверстий под установочные штифты, отверстий под направляющие втулки картера шестерен, отверстия под палец промежуточной шестерни и др.

Блок-картер, как правило, не подлежит восстановлению при наличии более двух трещин, проходящих через резьбовые отверстия или выходящих на обработанные поверхности и превышающих установленную техническими условиями длину; более двух трещин между цилиндрами или отверстиями под гильзы, излома более чем одного гнезда или только одного гнеза под уплотни-тельное резиновое кольцо гильзы, но величиной более 1/3 периметра; при наличии трещин и обломов в гнездах под вкладыши коренных подшипников и в гнездах под опоры распределительного вала, проходящих через масляные каналы, а также по некоторым другим причинам.

Если при восстановлении блок-картера требуется проведение сварочных, наплавочных или других видов работ, вызывающих глубокое термическое воздействие, то их необходимо выполнять перед механической обработкой, так как они вызывают возникновение значительных местных напряжений (типа растяжение—сжатие).

Заделанные трещины и установленные заплаты проверяют постановкой блок-картера на гидравлический стенд под давлением 0,4...0,5 МПа. При этом в течение трех минут не должны наблюдаться потение швов и подтекания.

С помощью механической обработки в блок-картере восстанавливаются с требуемой точностью все необходимые размеры, а также требуемое по техническим условиям взаиморасположение всех рабочих поверхностей и их качество.

Ввиду конструктивной сложности блока цилиндров и возможности одновременного наличия многих дефектов, подлежащих устранению в процессе ремонта, важное значение приобретает правильный выбор последовательности технологических операций ремонта и технологических (установочных) баз при выполнении механической обработки с целью получения необходимой точности и соблюдения требуемых технических условий.