Работоспособное состояние (работоспособность). Единичные и комплексные показатели надежности. Показатели безотказности, страница 15

Хонингование (доводку) цилиндров выполняют на вертикально-хонинговальных станках. Зернистость брусков при хонинговании выбирают в зависимости от требуемой шероховатости поверхности цилиндров, а твердость связки соответственно твердости обрабатываемого материала. Длину хода хонинговальной головки подсчитывают по формуле  S = L + 2К - m,

где L  — длина цилиндра, мм; К — перебег хона, мм;  m — длина хона, мм.

Изношенные цилиндры блоков последнего ремонтного размера восстанавливают постановкой сухих гильз. Их выполняют из титаномеднистого или марганцовистого чугуна. При этом цилиндры растачивают под размер, превышающий номинальный на 6...8 мм, и запрессовывают в него гильзы, выполненные таким образом, чтобы наружный диаметр обеспечивал натяг в пределах 0,08... 0,12 мм, а внутренний имел припуск 0,8...1,0 мм под последующее растачивание после запрессовки. Гильзы запрессовывают с помощью пресса и оправки поочередно через один цилиндр, что способствует более равномерному распределению внутренних напряжений. Перед гильзованием блок желательно подогреть до температуры 100...120 °С. Запрессованные гильзы должны располагаться заподлицо с плоскостью разъема или утопать не более чем на 0,2 мм. Блок с запрессованными гильзами подвергают гидравлическому испытанию под давлением воды 0,4 МПа в течение 2...3 мин. Течь не допускается. Проверенный блок-картер растачивают и хонингуют до номинального размера так же, как и при обработке под ремонтный размер.

Если блок-картер имеет сменные гильзы и они подлежат замене, проверяют параллельность плоскости опорных поясков под гильзы уже исправленной привалочной плоскости головки блока. Проверку выполняют с помощью простейшего индикаторного глубиномера (измеряют глубину выточки в нескольких точках каждого углубления под бурт гильзы). Если непараллельность достигает более 0,05 мм, поверхность торца выточки протачивают.

Изношенные в условиях кавитации поверхности канавок под резиновые уплотнительные кольца растачивают, запрессовывают в них металлические кольца, а затем обрабатывают канавки под уплотнительную манжету. Канавки восстанавливают также с помощью эпоксидных смол типа ЭД-5, ЭД-6. Предварительно поверхности канавок очищают, обезжиривают ацетоном, заполняют клеем, вставляют резиновое кольцо и гильзу, смазанную консистентным смазочным материалом по наружному диаметру в месте прилегания уплотнительного кольца. После затвердения состава гильзу и уплотнительное кольцо извлекают из блока, а поверхность полученной канавки зачищают.

При эксплуатации в блок-картере происходит также износ отверстий под толкатели или втулки толкателей. При ослаблении посадки направляющей втулки вследствие износа блока по отверстию последнее растачивают или развертывают под увеличенный размер, запрессовывают с требуемым натягом изготовленную вставку, в которой затем растачивают или сверлят и разворачивают отверстие под номинальный размер толкателя. Если блок-картер не имеет направляющих втулок, то изношенные отверстия развертывают под увеличенный размер толкателей.

№25.      Ремонт   гусеничных    движителей   машин.

Основным дефектом гусеничных цепей является износ пальцев, отверстий проушин, цевок, беговых дорожек звеньев.

Звенья гусениц выбраковывают при обломах и сквозных трещинах, а пальцы — при наличии износа сверх допустимого. Из-за износа пальцев и проушин звеньев нарушается натяжение гусеничной ленты и увеличивается ее шаг. Для обеспечения требуемого натяжения гусеницы выбрасывают одно-два звена. Если эти возможности реализованы, прибегают к замене пальцев новыми, а ведущие колеса меняют местами. Это дает возможность работать неизношенными сторонами профиля зубьев колеса. Исчерпав все возможности регулировок, приступают к ремонту.

Звенья гусениц большинства тракторов и машин изготавливают из высокомарганцовистой стали Г13. Сварка и наплавка ее сопряжены с большими трудностями из-за образования трещин в зоне термического воздействия и в наплавленном металле.