Работоспособное состояние (работоспособность). Единичные и комплексные показатели надежности. Показатели безотказности, страница 18

При наличии необходимого оборудования постели блоков автомобильных двигателей восстанавливают осталиванием в проточном электролите. Для этого постели растачивают, чтобы восстановить правильную геометрическую форму и удалить с рабочей поверхности слой, насыщенный маслом.

С целью получения требуемой шероховатости окончательную обработку гнезд коренных подшипников выполняют, как правило, растачиванием за два прохода или с последующим хонингованием (припуск составляет 0,03... 0,05 мм). Для хонингования гнезд коренных подшипников используют горизонтально-хонинговальные станки и специальные хонинго-вальные головки.

Несоосность расточенных отверстий под коренные подшипники после ре монта не должна превышать 0,02...0,03 мм на всей длине блока, а конусность и овальность каждого отверстия — не более 0,02 мм.

Простейший способ контроля соосности гнезд коренных подшипников производится с помощью специальной скалки с лыской, укладываемой на гнезда. При этом щупом замеряют зазор между лыской скалки и поверхностью гнезда.

№ 24.   Ремонт коленчатых  валов  и  шатунов ДВС.

У большинства двигателей внутреннего сгорания коленчатые валы выполнены из сталей марок 45, 50,50Г методом штамповки или свободной ковки; у некоторых двигателей — литьем из высокопрочного чугуна. Основными дефектами коленчатых валов являются: прогиб; износ и задиры коренных и шатунных шеек, посадочных мест и шпоночных канавок под шестерню газораспределения и шкив, маслосгонной резьбы и бурта упорной коренной шейки, посадочного места под подшипник муфты сцепления и отверстий во фланце крепления маховика.

Коленчатый вал подлежит выбраковке, если диаметры коренных и шатунных шеек меньше последнего ремонтного размера (когда не производится их наращивание), при наличии забоин и задиров на коренных и шатунных шейках, которые невозможно устранить шлифованием до ремонтного размера, с изломами любого размера, а также с продольными трещинами на шейках, доходящими до галтелей.

Изгиб коленчатого вала устраняют в холодном состоянии на прессе, а также поверхностным наклепом вручную или пневматическим молотком с шаровым наконечником.

После правки валы подвергают необходимой механической обработке. В качестве первой операции производят исправление центровых отверстий, если они имеют какие-либо погрешности, с установкой на токарном станке в трехкулачковый патрон и люнет.

При износе маслосгонной резьбы на глубину менее 1 мм ее углубляют на токарном станке в центрах до нормального профиля и полируют. Изношенные шпоночные канавки восстанавливают под ремонтный размер или полностью заваривают и выполняют нормального размера. В обоих случаях смещение продольной оси канавки не допускается.

Если при восстановлении коленчатого вала применяют какие-либо сварочные или наплавочные работы, то их необходимо выполнять первыми в технологическом процессе.

Отверстие в торце коленчатого вала под подшипник вала муфты сцепления или шлицевую втулку восстанавливают растачиванием с установкой ремонтной втулки.

Изношенные отверстия под установочные штифты и болты крепления маховика во фланце коленчатого вала восстанавливают под ремонтные размеры. Совместно с маховиком  штифтовые отверстия рассверливают и развертывают, а резьбовые рассверливают и нарезают новую резьбу. Одновременно изготавливают новые болты и штифты требуемых размеров.

Основной операцией ремонта коленчатых валов является шлифование коренных и шатунных шеек на ремонтные размеры. Шейки шлифуют в том случае, если эллипсность и конусность их достигает 0,05...0,06 мм и более. Для шлифования коренных шеек коленчатого вала можно также использовать любые кругло-шлифовальные станки, позволяющие произвести установку вала в центрах; для шлифования шатунных шеек эти же станки следует оборудовать центро-сместителями с установочной базой на предварительно прошлифованные крайние коренные шейки.