. (3.2)
м.
В связи с тем, что длинные винты, подверженные сжимающей нагрузке, необходимо проверять на устойчивость, необходимо сделать проверку (рисунок 3.1). Проверим это по условию устойчивости винта по уравнению Эйлера [12]:
(3.3) где – приведённая длина, м ();
S – коэффициент безопасности; принято S=3 [12];
Е – модуль упругости материала, МПа ();
J – приведённый осевой момент инерции сечения винта,
Приведённый осевой момент инерции сечения винта [12]:
(3.4) где диаметры резьбы винта наружный и внутренний соответственно, м [21].
Рисунок 3.1 – Схема к расчёту устойчивости
Н.
что значительно больше принятой осевой нагрузки F= 1000 Н, следовательно, принятый средний диаметр винта, равный 0.0255 м при длине 0.4 м вполне устойчив на сжатие.
Определяем крутящий момент, необходимый для поднятия груза. При этом используем методику расчёта винтовых домкратов [10] (рисунок 3.2).
Крутящий момент М, приложенный к винту при подъёме, складывается из момента трения в резьбе Мр и момента трения в опорной головке Мо [10]:
(3.5)
Момент трения в резьбе , Н·м [10]:
(3.6) где α – угол подъёма винтовой линии резьбы, град. [10]:
(3.7)
φ – угол трения резьбы при tgφ= 0,1.
Рисунок 3.2 – Схема для расчёта крутящего момента
Момент трения в опорной головке , Н·м:
(3.8)
где средний диаметр наружной резьбы, м (=0.025 м [21]).
3.4.2 Расчёт шпоночного соединения
Конструктивно принят диаметр вала d = 0,02 м.
Момент , передаваемый шпоночным соединением, Н·м [12]:
(3.9) где Рр – усилие рабочего по нормам Госгортехнадзора для ручных приводов, Н (Рр=100 Н);
Рисунок 3.3 – Схема шпоночного соединения
lрук – длина рукоятки, м (lрук=0,05 м).
Проверка шпоночного соединения на смятие [12]:
(3.10) где d- диаметр вала, м ;
h- высота сечения шпонки, м (h=0,006 м);
lр – рабочая длина шпонки в соединении вал-шестерня, м (lр=0,012 м);
допускаемое напряжение смятия, МПа ().
При расчёте шпонки на соединении вал-колесо необходимо учесть передаточное число конической передачи u[12]:
(3.11) где число зубьев ведущей шестерни;
число зубьев ведомой шестерни.
.
Момент Мк на валу колеса [12]:
(3.12)
Н·м.
Длина шпонки сечением 0,006х0,006 м [12]:
(3.13)
м.
Принята длина шпонки по ГОСТ 8789-86 равной 0,006 м.
3.4.3 Расчёт открытой конической зубчатой пары
Рисунок 3.4 – Зацепление конических зубчатых колес
3.4.3.1 Выбор материалов
Для шестерни сталь 45; = 590 МПа; = 300 МПа (при диаметре заготовки до 100 мм); термообработка-нормализация; для колеса z2 - стальное литьё 35Л; = 490 МПа; = 270 МПа (таблица 7.4 [7]).
Предел выносливости при симметричном цикле изгиба [7]:
(3.14) для материала шестерни:
МПа;
для материала колеса:
МПа.
3.4.3.2 Определение модуля
Средний модуль зацепления конической пары из условия прочности зубьев на изгиб [12]:
(3.15) где М1Р – расчётный крутящий момент, Н·м;
допускаемое напряжение при изгибе, МПа;
коэффициент длины зуба;
у – коэффициент износа;
z – число зубьев.
Допускаемое напряжение при изгибе, МПа [12]:
(3.16) где [n] – коэффициент запаса прочности, принято [n]=1,5 для шестерни, [n]=1,7 для колеса [12];
коэффициент режима ( [12]);
для шестерни:
МПа;
для колеса:
МПа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.