Система технического обслуживания и ремонта вагонов сложилась исторически, удовлетворяя на каждом этапе развития определенным требованиям, связанным с уровнем развития транспорта и его экономическими возможностями.
Все хозяйства железнодорожного транспорта выполняют общую основную задачу - обеспечение потребности в перевозках пассажиров и грузов, поэтому структура и функции вагонного хозяйства связаны с другими хозяйствами и с системой "железнодорожный транспорт" в целом.
С 1985 г. подразделения по техническому обслуживанию и ремонту пассажирских вагонов переданы из служб вагонного хозяйства дорог в ведение пассажирских служб, вследствие чего изменились задачи, структура и функции служб вагонного хозяйства и пассажирских.
В соответствии со стандартами (ГОСТ 18322-78) техническое обслуживание - это комплекс технических и организационных мероприятий в процессе эксплуатации вагонов для обеспечения требуемой эффективности выполнения заданных функций.
Эксплуатацию вагонного парка следует понимать как процесс использования вагонов по назначению с целью получения прибыли от перевозок.
Заданные функции (ГОСТ 27.002.81) вагонов включают:
- обеспечение безопасности движения в поездной и маневровой работе;
- обеспечение удобства погрузки, выгрузки и сохранности грузов в грузовых вагонах, комфорта и безопасности пассажиров в пассажирских вагонах;
- экономическую целесообразность эксплуатации (экономический эффект).
В соответствии с ГОСТ 18322-78 и 28.001-83 ремонт - это комплекс технико - экономических и организационных мероприятий по поддержанию и восстановлению работоспособного состояния средств производства (вагонов).
Принципиальное отличие технического обслуживания от ремонта заключается в том, что в процессе технического обслуживания обычно не восстанавливают технический ресурс объекта (вагона), а выполняют перечень работ, регламентированных технической документацией: проверку, смазку, регулировку, крепление, замену быстро изнашиваемых деталей.
В практике за время технического обслуживания вагонов выполняют отдельные операции так называемого текущего безотцепочного ремонта, например, смену корпусов автосцепки.
В последнее время наблюдается постоянная тенденция сокращать перечень работ по текущему безотцепочному ремонту, выполняя эти работы на сортировочных станциях на специализированных путях и механизированных пунктах текущего ремонта вагонов в сортировочных парках.
В процессе технического обслуживания вагонов контролируютихтехническое состояние, т.е. соответствие требованиям нормативно - технической и конструкторской документации. Фактически одновременно прогнозируется остаточный ресурс вагона и вероятность проследования погарантийному участку (до следующего технического обслуживания) без вынужденных остановок вследствие отказа вагонов.
В процессе ремонта осуществляется переход объекта (вагона или его узла) из предельного (неработоспособного) состояния в работоспособное, при этом происходит восстановление ресурса в целом.
Для повышения технического ресурса производят модернизацию, т.е. изменение конструкции. Модернизация может осуществляться в случаях морального старения, при изменении условий эксплуатации, норм технических требований и т.д.
В соответствии с требованиями периодичность технического обслуживания или планового ремонта должна определяться по наиболее слабому узлу или детали.
Основные элементы системы технического обслуживания и ремонта вагонов приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Система технического обслуживания и ремонта существующих вагонов
Элементы СТО и Р |
Назначение, объём работ |
ТО |
Техническое обслуживание вагонов, находящихся в сформированных составах или в транзитных поездах, а также порожних вагонов при подготовке под погрузку без отцепок их от состава или группы вагонов |
ТР - 1 |
Текущий ремонт порожних вагонов при комплексной подготовке к перевозкам с отцепкой от состава или группы вагонов и подачей их на специализированные пути |
ТР - 2 |
Текущий ремонт вагонов с отцепкой от транзитных и прибывших в разборку поездов или от сформированных составов с подачей их на пути текущего отцепочного ремонта |
ДР |
Деповской ремонт вагонов для восстановления их работоспособности с заменой или ремонтом отдельных узлов и деталей |
КР |
Капитальный ремонт вагонов для восстановления ресурса вагонов наиболее близкого к полному |
На рисунке 1.1 представлена структурная схема обеспечения функционирования системы ТО и ТР на дорогах.
Рисунок 1.1 – Структурная схема обеспечения функционирования системы ТО и ТР на дорогах
1.2 Требования к системе технического обслуживания и ремонта вагонов
Требования к системе технического обслуживания и ремонта вагонов могут быть сформулированы исходя из экономической целесообразности, т.е. из условия приемлемых затрат на техническое обслуживание, ремонт и амортизацию вагонного парка. Эти затраты включаются в себестоимость перевозок, расчет которой представляет чрезвычайно сложную общетранспортную задачу.
Cистема технического обслуживания и ремонта вагонов должна обеспечивать:
- достигнутый или заданный МПС для существующих условий эксплуатации вагонов и их конструктивных характеристик уровень надежности, т.е. численные значения принятых показателей надежности вагонов;
- определенные затраты ресурсов (трудозатрат, материалов, энергоносителей и т.д.) на содержание вагонного парка, обеспечивающего необходимый объем перевозок в исправном, работоспособном состоянии.
Оптимизация перечисленных параметров в системе (внутри системы) производится с использованием основных положений теории надежности и теории массового обслуживания.
В существующей системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов (за исключением рефрижераторных) нашли отражение особенности их эксплуатации:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.