3) Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции (LR), получает нормальную прибыль, если производит такой объем продукции [ < (объем продукции в условиях совершенной конкуренции)], при котором MR = MC, а функция спроса на продукцию фирмы является касательной к кривой АС в точке (, ).
4) Критерий эффективности Калдора - Хикса.
Экономическое действие является эффективным, если положительные результаты от него в виде потребительского излишка и прибыли производителя превышают его возможные отрицательные результаты.
5) Индекс Херфиндаля - Хиршмана:
HHI = , где Si - доля i-й фирмы на рынке продукции (%), n - число фирм на рынке1.
Пример. Дано: функция спроса на продукцию монополии QD = 16 - 2Р. Общие издержки монополии ТС = 2Q. Определите:
1) по какой цене будет продаваться продукция монополии.
Решение. Найдем MR. TR = P · Q = (8 - 0,5Q)Q, тогда MR = 8 - Q. МС = 2. МС = MR, откуда имеем Q = 6. Из функции спроса получаем необходимую цену - 5 марок;
2) значение максимальной прибыли.
Решение. Pr= TR - TC. TR = 30, TC = 12, тогда Pr = 18 маркам.
Задача 1. Господин Х выпускает 100 изделий в год. Цена одного изделия 100 марок. МС = 90. Менеджер по продажам подсчитал, что снижение цены на 0,1 % увеличивает объем продаж на одно изделие, и предлагает снизить цену изделия на 1 %. Определите возможную реакцию господина Х на предложение своего менеджера.
Задача 2. Дано: функция спроса на продукцию монополии QD = 10 - P. ТС = 2Q + 4. Определите: 1) значения Р и Q, максимизирующие прибыль монополии; 2) значение прибыли монополии; 3) индекс Лернера. Полученные решение проиллюстрируйте графически.
Задача 3. Господин Х - владелец видеосалона в студенческом общежитии. Постоянные наблюдения за количеством продаваемых билетов и систематические занятия по курсу экономики позволили ему найти оптимальную цену входных билетов, а также построить аналитическую функцию спроса на услуги видеосалона , где QD - количество продаваемых билетов, а Р - цена одного билета. Издержки господина Х складываются из 20 марок арендной платы коменданту общежития и 2 марок с каждого проданного билета администрации университета. Определите цену входного билета и значение прибыли, получаемой господином Х. Господин Х объявил премию в размере бесплатного месячного абонемента тому, кто предложит не менее пяти способов по дополнительному извлечению прибыли. Попробуйте и вы получить эту премию.
Задача 4. Дано: , где Q - объем выпуска товара. Функция спроса на продукцию монополии . Определите: 1) оптимальный объем выпуска продукции монополистом; 2) значение максимальной прибыли монополиста; 3) индекс Лернера; 4) оптимальный объем выпуска типичной конкурентной фирмы, имеющей те же общие издержки, что и монополия; 5) значение прибыли типичной конкурентной фирмы. Полученные решения проиллюстрируйте графически.
Задача 5. Дано: , где Q - объем выпуска товара TFC = 115. Функция спроса на продукцию монополии QD = 10 - P. Определите значение максимальной прибыли монополиста. Полученное решение проиллюстрируйте графически.
Задача 6. Господин Х - владелец фирмы, являющейся единственным продавцом ранней клубники на рынке города N. Функция спроса на клубнику QD = 100 - 2P, где QD - количество покупаемой клубники, кг, Р - цена килограмма клубники. Общие издержки по продаже клубники TC = 10Q. Определите: 1) какую цену установит господин Х; 2) значение прибыли, которую получает господин Х; 3) потери жителей города N от монополии господина Х (используйте критерий Калдора - Хикса). Полученные решения проиллюстрируйте графически.
Задача 7. Производством сигарет в США заняты шесть компаний. В 1996 году доли компаний на американском рынке сигарет распределялись следующим образом: 1) «Филлип Моррис» - 43 %; 2) «Ар.Джей.Рейнольдс» - 31 %; 3) «Браун энд Уилльямсон тобакко» - 11 %; 4) «Лориляард» - 7 %; 5) «Америкэн тобакко» - 6 %; 6) «Лиггетт энд Майерс» - 2 %. Рассчитайте индекс HHI и определите степень концентрации отрасли.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.