Рыночная система: спрос и предложение. Основные понятия и формулы. Параметры рыночного равновесия, страница 8

3) Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции (LR), получает нормальную прибыль, если производит такой объем продукции  [ <   (объем продукции в условиях совершенной конкуренции)], при котором  MR = MC, а функция спроса на продукцию фирмы является касательной к кривой  АС  в точке (,  ).

4) Критерий эффективности Калдора - Хикса.

Экономическое действие является эффективным, если положительные результаты от него в виде потребительского излишка и прибыли производителя превышают его возможные отрицательные результаты.

5) Индекс Херфиндаля - Хиршмана:

      HHI = , где Si - доля i-й фирмы на рынке продукции (%), n - число фирм на рынке1.

Пример. Дано: функция спроса на продукцию монополии QD = 16 - 2Р. Общие издержки монополии ТС = 2Q. Определите:

1) по какой цене будет продаваться продукция монополии.

Решение. Найдем MRTR = P · Q  = (8 - 0,5Q)Q,  тогда  MR = 8 - QМС = 2. МС = MR,  откуда имеем  Q = 6. Из функции спроса получаем необходимую цену - 5 марок;

2)  значение максимальной прибыли.

Решение. Pr= TR - TCTR = 30,  TC = 12, тогда  Pr = 18 маркам.

Задача 1. Господин  Х выпускает 100  изделий в год. Цена одного изделия 100 марок. МС = 90. Менеджер по продажам подсчитал, что снижение цены на 0,1 % увеличивает объем продаж на одно изделие, и предлагает снизить цену изделия на 1 %. Определите возможную реакцию господина Х на предложение своего менеджера.

Задача 2. Дано:  функция спроса на продукцию монополии QD = 10 - PТС = 2Q + 4. Определите: 1) значения Р и Q,  максимизирующие прибыль монополии; 2) значение прибыли монополии; 3) индекс Лернера. Полученные решение проиллюстрируйте графически.

Задача 3. Господин Х - владелец видеосалона в студенческом общежитии. Постоянные наблюдения за количеством продаваемых билетов и систематические занятия по курсу экономики позволили ему найти оптимальную цену входных билетов, а также построить аналитическую функцию спроса на услуги видеосалона , где QD - количество продаваемых билетов, а Р -  цена одного билета. Издержки господина Х складываются из 20 марок арендной платы коменданту общежития и 2 марок с каждого проданного билета администрации университета. Определите цену входного билета и значение прибыли, получаемой господином Х. Господин Х объявил премию в размере бесплатного месячного абонемента тому, кто предложит не менее пяти способов по дополнительному извлечению прибыли. Попробуйте и вы получить эту премию.

Задача 4. Дано: , где Q - объем выпуска товара. Функция спроса на продукцию монополии  . Определите: 1) оптимальный объем выпуска продукции монополистом; 2) значение максимальной прибыли монополиста; 3) индекс Лернера; 4) оптимальный объем выпуска типичной конкурентной фирмы, имеющей те же общие издержки, что и монополия; 5) значение прибыли типичной конкурентной фирмы. Полученные решения проиллюстрируйте графически.

Задача 5. Дано: , где Q - объем выпуска товара TFC = 115. Функция спроса на продукцию монополии  QD = 10 - P. Определите значение максимальной прибыли монополиста. Полученное решение проиллюстрируйте графически.

Задача 6. Господин Х - владелец фирмы, являющейся единственным продавцом ранней клубники на рынке города N. Функция спроса на клубнику  QD = 100 - 2P, где QD - количество покупаемой клубники, кг, Р - цена килограмма клубники. Общие издержки по продаже клубники  TC = 10Q. Определите: 1) какую цену установит господин Х; 2) значение прибыли, которую получает господин Х; 3) потери жителей города N от монополии господина Х (используйте критерий Калдора - Хикса). Полученные решения проиллюстрируйте графически.

Задача 7. Производством сигарет в США заняты шесть компаний. В 1996 году доли компаний на американском рынке  сигарет  распределялись следующим образом: 1) «Филлип Моррис» - 43 %;   2) «Ар.Джей.Рейнольдс» - 31 %;   3) «Браун энд Уилльямсон тобакко» -   11 %;  4) «Лориляард» - 7 %;  5) «Америкэн тобакко» - 6 %;  6) «Лиггетт энд Майерс» - 2 %. Рассчитайте индекс HHI и определите степень концентрации  отрасли.