Экономический анализ как инструмент управления производственно-финансовой деятельностью п/п, страница 10

В целом, на выполнение плана реализации продукции влияют следующие факторы: отгрузка продукции (остатки ГП на складе на нач и конец периода, выпуск ТП,), остатки отгруженных товаров (остатки товаров, отгруженных на нач и конец периода, остатки товаров,). Факторы изменения V реализации рассчитываются приемом сравнения.

А-з качества продукции. Важным показателем деят-ти промышленных п/п явл качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке,способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы Пр не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения: уд. вес новой продукции в общем ее выпуске; уд. вес продукции высшей категории качества; средневзвешенный балл продукции; средний коэф. сортности  - отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта); уд. вес аттестованной и не аттестованной продукции; уд. вес сертифицированной продукции; . удельный   вес  экспортируемой  продукции.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств: полезность, надежность, технологичность; эстетичность изделий. Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и уд. вес забракованной продукции, уд.вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

1.Задача а-за - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку работы п/п по достигнутому уровню качества продукции. 2.задача а-за - определить влияние качества продукции на стоимостные показатели работы п/п: выпуск ТП (ΔТП), выручку от РП (ΔВ) и Пр (ΔП). Расчет производится сл. образом: ΔТП = Qвп1*(Ц1-Цо); ΔВ = Qрп1*( Ц1-Цо); ΔП= Qрп1*( Ц1-Цо) - Qрп1*( С1-Со), где Цо и Ц1, - цена изделия соответственно до и после изменения качества; Со и С1, — уровень с/с изделия соответственно до и после изменения качества;  Qвп1— кол-во произведенной продукции повышенного качества; Qрп1— объем РП повышенного качества. Косвенным показателем качества продукции явл брак (исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями)). Выпуск брака ведет к повышению с/с продукции, уменьшению V ТП и РП, снижению Пр и рентабельности. В процессе а-за изучают динамику брака по абсолютной сумме и уд. весу в общем выпуске ТП, определяют потери от брака. Осн. причинами понижения качества продукции явл.: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации пр-ва, недостаточно высокий уровень квалификации рабочих. Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению.

А-з факторов увеличения объемов реализации продукции.

1. этап а-за включает изуч. динамики и выполнения плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки. На 2 этапе а-за устанавливаются факторы изменения объема РП. Изменение объема РП зависит от: 1) Измен. объема выпуска ТП, кот. зависит от изменения объема выпуска валовой продукции(в т.ч. а)трудовые ресурсы - численность персонала - производительности труда; б)средства труда – р-р ОС – фондоотдача; в)предметы труда – р-р потребленных предметов труда - материалоотдеча) и изменения остатков незаверш.произ-ва и внутрихоз-го оборота.  2)Изменения остатков нереализ-й прод-и, кот. зависят от изменения остатков ГП и изменения остатков отгруженной продукции. Возможно два варианта методики факторного а-за реализации продукции: 1. Если выручка на п/п определяется по отгрузке ТП, то баланс ТП имеет вид: ГПн + ТП =РП+ГПк, отсюда РП = ГПн + ТП – ГПк 2. Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции; то баланс ТП имеет вид: ГПн + ТП + ОТн = РП + ОТк + ГПк, а РП =ГПн + ТП + ОТн - ОТк – ГПк, где   ОТн, ОТк - остатки отгруженной продукции на нач и конец года. Для изучения влияния этих факторов а-зируется баланс продукции. Расчет влияния проводится сравнением фактических уровней факторных показателей с базовыми и вычислением абс-ых и относительных приростов каждого из них.