Психология сновидений. Изучение сновидений в разных направлениях. Культурно-исторические аспекты проблемы сновидений. Психологический подход к работе со сновидениями

Страницы работы

61 страница (Word-файл)

Содержание работы

Психология сновидений. Учебно-методическое пособие. Пермь: ПСИ. – 2003. – 48 с.

Введение

Сновидения всегда считались одним из самых загадочных явлений человеческой психики. Каждый из нас неоднократно интуитивно чувствовал, что в некоторых сновидениях содержится важный для нас, но неразгаданный смысл. Недаром сновидения часто сопровождаются острыми переживаниями - страхом, тревогой, печалью или напротив радостью и подъемом. В дополнении к этим личным переживаниям известны случаи выдающихся открытий, сделанных великими людьми, иди примеры сновидений, в которых предугадывалось будущее,

Под сновидением и пашей работе понимается субъективно переживаемые психические явления, периодически возникающие во время естественного сна.

Сновидение - это серия образов, возникающих во время сна, принимающая в отчетах форму повествования Сновидения могут спонтанно припоминаться сразу же или же через некоторое время спустя после пробуждения или же могут быть вызваны, когда человека будят по время фазы быстрого сна.

Интерес к сновидениям характерен для всех эпох человеческой культуры. Существовало убеждение в том, что сновидения имеют жизненно практический смысл, и подлежат истолкованию, однако подход к ним существенно меняется па протяжении истории. Многие памятники древней письменности свидетельствуют о том, что толкование сновидений имело большое значение не только в религиозных ритуалах, по и в повседневной жизни, при решении военных и государственных вопросов (Древний Восток, Китай и др.). В сновидении видели откровения богов или вторжение демонов, один из способов контакта с "невидимым" миром. Древнейший, дошедший до нас сонник (Древний Египет) содержит истолкование 200 снов и описание магических ритуалом "защиты" спящего. Толкование сновидений с целью указания путей исцеления играло большую роль в древнейшей медицине, еще не отделившейся от религиозно-магической практики.

Попытки рационального истолкования сновидений принадлежат древнегреческим философам (Демокрит, Платон, Аристотель). Основателем психологического подхода к объяснению сновидений явился Аристотель, который рассматривал их как продолжение деятельности в состоянии сна.

В средние века преобладало религиозно-моралистическое истолкование сновидений, восходившее к библейским представлениям. В эпоху Возрождения толкование сновидений тесто переплеталось с оккультизмом. Рост рационализма вытеснил интерес к сновидениям на периферию культуры. И лишь в конце XIX века этот интерес постепенно возрождался с развитием эмпирической психологии, особенно в связи с проблемой бессознательного. В то же время этнографы раскрыли большую роль сновидений в нетехпологических, т.н. "примитивных" культурах, их связь с мифами, а так же универсальный характер ряда образов и символов. Начиная с эпохи романтизма, подчеркивалось значение сновидений для творческого процесса.

Первая попытка создать систематическую психологическую теорию сновидений была предпринята З.Фрейдом ("Толкование сновидений"). З.Фрейд называл сны "царской дорогой к бессознательному. Школой психоанализа был накоплен большой клинический материал, характеризующий типы и закономерности протекания сновидений, их связь с архаическим и примитивным мышлением, с невротическими симптомами, фантазиями и т.п. В глубинной психологии и психотерапии придается особое значение анализу сновидений как методу проникновения в бессознательное, при этом подчеркиваются их компенсаторная функция, и сновидения рассматриваются как возможные предвестники будущих тенденций развития личности, а так же как отражение бессознательного архетипического опыта (К.Юнг, А.Адлер и др.).

Изучение сновидений ведется в разных направлениях - этнографией, историей культуры, медициной, психофизиологией, экспериментальной психологией, психологией личности и психотерапией.

Существует неразрывная связь и преемственность между процессом сновидения и творчеством. М.Ульман, психиатр, получивший международное признание за работу со сновидениями, перечислил основные доводы в пользу того, почему любое сновидение  имеет характер творческого процесса: все сновидения оригинальны, в них соединяются разнородные элементы, тем самым, создавая новые структуры мыслительного процесса и паттерны    переживаний,    сновидения    являются    непроизвольным    переживанием. Язык сновидений – это символы и образы, а способность человека производит их спонтанно, демонстрирует творческий потенциал сновидений.

Интересная и широкая область применения сновидений открывается в психотерапии. Основатель гештальттерапии Ф. Перлз считал сновидения оптимальным путем интеграции, имея в виду метод возвращения человека отчужденных сторон его личности. З. Фрейд, А. Адлер, К, Юнг, Дж. Рейнуоттер, С. Криппнер, Л. Миндел и многие другие предложили уникальные методы работы со сновидениями, которые обогатили сокровищницу мировой психотерапии.

Похожие материалы

Информация о работе