К.Стюарт очень подробно описывает межличностные связи, которые составляют эту социальную систему, и в ходе этого анализа приводит несколько общих и особых практик работы со сновидениями, которые рекомендуются как упражнения, способствующие умственному и эмоциональному благополучию и в современном обществе.
К.Стюарт рисует радужную картину традиционной жизни сенои, опуская многие неприятные факты и детали. Представляя собой такой яркий портрет, работа Стюарта напоминает об архетипе благородного дикарства. Общинная жизнь сенои, изображенная Стюартом, вызывает ассоциацию с нетронутым райским садом посреди непроходимых джунглей, с вожделенным обществом будущего, где люди действуют в гармоничном согласии друг с другом, преодолев свои психологические трудности и самообманы путем применения утонченных, естественных техник работы со сновидениями. В джунглях Стюарта люди свободны от запретов и действуют в спонтанном, наивном сотрудничестве, играя, исследуют и выражают энергию своих сновидений, создавая утопическое общество без усложненной технологии и деспотической общественной организации.
Работа Стюарта во многом похожа па книги Карлоса Кастанеды, описывающие практику шаманской работы со сновидениями индейцев яки в северной Мексике. Оба описали практику шаманской работы со сновидениями, которая была независимо проверена опытом многих современных сновидящих. Многие проверили на себе положительные результаты, к которым приводит работа со сновидениями сенои и многие убедились, что указание дона Хуана посмотреть на свои руки во сне и использовать это действие, чтобы обрести осознанность и "тренировать сновидение", является полезной и эффективной практикой. В этом смысле полемика о достоверности книг Стюарта и Кастанеды со строго антропологической точки зрения важна только для профессиональных антропологов. Для людей с более широкими интересами гораздо важнее вдохновение, которое эти книги дают для дальнейшего развития личной и общественной работы со сновидениями, равно как и доказанная действенность описанных ими специфических методик.
Именно благодаря литературному качеству своих книг Стюарту и Кастанеде удалось избежать отстраненности и сухости, присущей докладам профессиональных антропологов. Они восстановили статус описанных ими традиционных культур до уровня современного технологического общества. Шаманы сенои Стюарта и яки Кастанеды обитают в том же мире эмоций и опыта сновидений, в каком обитаем и мы. Мастерство шаманов, личная сила и достоинство, которых они достигают в изложении Стюарта и Кастанеды. — это то, чего мы желаем для себя, то, чего мы можем достичь для себя, если последуем их примеру. Люди, о которых пишут Стюарт и Кастанеда, выступают как таинственные человеческие существа, которые заставляют нас глубже заглядывать в себя и собственные переживания в сновидениях, выполняя работу воображения и активные действия, необходимые для создания мира, в котором мы все хотели бы жить.
Глава II. Научное изучение сновидений
2.1. Психологический подход к работе со сновидениями
Работа со сновидениями начала приобретать научный статус в результате развития двух научных направлений: психоаналитических исследований бессознательного и электрофизиологического исследования сна.
В 1895 году З.Фрейдом был опубликован "Проект научной психологии ", а в 1900 году "Толкование сновидений" - работы, определившие направление его последующих психологических и философских исследований.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.