Психология сновидений. Изучение сновидений в разных направлениях. Культурно-исторические аспекты проблемы сновидений. Психологический подход к работе со сновидениями, страница 22

Упражнение

Воспользуйтесь техникой контент-анализа на примере нескольких ваших сновидений. Их можно заносить в простую таблицу, чтобы проследить изменение содержания сновидений па протяжении нескольких месяцев. Какие из категорий содержания представляются вам наиболее связанными с вашими попытками разрешения проблемы?

Глава IV. Сновидения и творчество

Психологи, занимающиеся проблемами творческого мышления, определяют творчество как ряд мыслей и действий, в результате которых появляется нечто новое, имеющее позитивную ценность. Отмечается, что творческая мысль выходит за пределы заурядных логических и рациональных подходов

По мнению Р. Мэя, творчество по процесс рождения чего-то нового, начинающийся, как правило, со встречи лицом к лицу с какой-либо ситуацией или проблемой.

К. Роджерс рассматривает творческий процесс как появление в поле человеческой деятельности никогда прежде не существовавшего продукта, возникающего из уникальности индивида, из материалов, событии, человеческого окружения и обстоятельств его жизни А. Маслоу полагает, что администраторы и руководители в промышленности и бизнесе должны быть способны иметь дело с необычайно быстрыми темпами устаревания любого нового продукта или услуги. Поэтому они должны предвосхищать перемены, а не противиться им.

Сновидения - это незримая нить, связывающая человека с творчеством. Когда люди видят сны, они нередко улавливают в них проблески будущего со всеми его возможностями. Сознательно работая со своими сновидениями, они могут начать воплощать это будущее в свою жизнь,

Один из самых известных исследователей мышления Э. де Боно с юмором определяет понятие "проблема" как разницу между тем, что имеется и тем, что желательно иметь. Согласно де Боно, существуют три вида проблем: те, которые требуют проработки наличной информации или увеличения ее объема; те, которые решаются путем преобразования структур, в которые организована информация, а так же те, в которых отвергается само существование проблемы.

Де Боно замечает, что к решению проблем первого типа можно подойти с помощью логического мышления и (или) сбора большого количества информации. Логическое, или "вертикальное" мышление ограничено, поскольку ему нелегко дается порождение новых идей. Дна других типа проблем требуют "обходного" (латерального или веерного) способа мышления - скорее обновления методов использования уже имеющейся информации, нежели сбора вес новых и новых данных. Латеральное (обходное) мышление реорганизует доступную информацию таким образом, что она образует новую и более действенную структуру. Подобная реорганизация дает тот же результат, что и интуитивное прозрение (инсайт), Логическое (вертикальное) мышление предполагает выбор одного из двух возможных способов подхода к проблеме. При "обходном" (латеральном) мышлении порождается как можно больше вариантов. Мысля "вертикально", субъект движется только тогда, когда существует цель и направление. Применяя латеральное мышление, субъект движется, чтобы это направление обрести; человек может не знать, чего он ищет. Творческое решение проблем в сновидениях могло бы быть примером "обходного" (латерального) мышления.

Опыт изобретателей, ученых, деятелей искусства показывает, какую роль могут играть сновидения в творческом процессе.

Рассмотрим модель творческого процесса по Г. Мерфи, сопоставляя ее с процессом сновидения.

Модель творческою процесса Г. Мерфи

I  фаза. Погружение.

Погружение в специфическую среду (цвет, тон, движение, пространство, время, язык, социальные отношения и т.п.).

Сновидение процесс перед засыпанием (сбор материала, избирательное сосредоточие на проблеме, предваряющие внушение, чтобы вызвать во сне нужный сюжет),

II  фаза. Обращение к банку информации. Фаза вынашивания.

Организация в долговременной памяти "хранилищ" пополняемых за счет информации и переживаемого опыта, которые структурируются и виде паттернов, находящихся за пределами сознавания.