Согласно Касаткину, соматические заболевания имеют разный латентный период проявления в сновидениях. Один из пациентов Касаткина видел в сновидениях холод и огонь и ощущал холод и тревогу. Медицинское обследование подтвердило предварительный диагноз Касаткина - ревматическое заболевание сердца. Мужчина, которому снилось, что он заживо погребен под обломками рухнувшего здания, впоследствии был госпитализирован из-за повышенного кровяного давления и т. п.
Касаткин предостерегает от занятий самодиагностикой, но считает, что если сновидящий работает со знающим врачом, то многие заболевания можно предотвратить, либо излечить на ранних стадиях.
Эти исследования перекликаются с работой А. Минделла. основоположника процессуально-ориентированной психотерапии, который специализируется на том, каким образом сновидения отражают проблемы физического тела. Жесты человека, тембр его голоса, темп речи и мимика получают в сновидениях отражение в той же степени, что it признаки здоровья и симптомы болезней.
Минделл использует в своей работе методику "амплификации", предложенную К. Юнгом. Суть ее заключается в том, что выявляются личные и общекультурные ассоциации с образами сновидений, чтобы впоследствии выявить их связи с определенными архетипами. Минделл описал случай с девочкой, умиравшей от злокачественной опухоли в спине. "Вошла маленькая девочка и рассказала мне свой сон про то, что она забралась на изгородь, окружающую очень опасное озеро. Затем она легла на пол и сказала, что ей хочется летать. Она носила корсет, потому, что опухоль ослабила ее позвоночник; она сказала, что, разумеется, она не сможет в нем взлететь.., Я связался по телефону с врачом, который ее лечил .. он сказал мне... что для бедняжки все самое худшее уже случилось, поэтому я волен поступать так, как считаю нужным, и могу снять корсет..."
После нескольких психотерапевтических сеансов, в которых врач и пациентка занимались "полетами", девочка пошла на поправку. Вскоре она уже могла обходиться без корсета, и опухоль постепенно исчезла, Использование амплификации затронуло психику пациентки па очень глубоком уровне, позволив совершиться самоисцелению. Как дополнение к специальному медицинскому лечению подобные процедуры, проведенные с компетентным специалистом, иногда приносят пользу.
Минделл называет проводимый им процесс "работой с телом сновидения". Симптомы заболеваний зачастую являются "сновидениями, пытающимися сбыться", поэтому, работай со сновидениями, подобную связь можно выявить, расширить ее каналы и превратить "симптом" в "средство излечения".
Подобный подход можно проследить в школе К. Юта. К. Юнг видел в индивидуализации, или достижении интеграции самости, главную цель человеческой жизни. Он считал, что достижению этой цели способствуют спонтанные духовные переживания, некоторые обрядовые практики и работа со сновидениями (активное воображение, амплификация, телесно ориентированная работа). К. Юнг полагал, что о сновидении можно говорить, как о порождении самости в попытке души достичь саморегуляции и самоисцеления.
Наличие в сновидении таких аспектов, как саморегуляция и самоисцеление побудило М.Ульмана отнестись к нему как к "естественному источнику, который недооценивается". Сновидения легкодоступны, но редко используются людьми для исцеления и развития.
М.Ульман подметил, что прагматические социальные стандарты в современных индустриальных обществах весьма низко оценивают сновидения. И, тем не менее, сновидения своими образами и метафорами продолжают выявлять как текущие эмоциональные состояния сновидящего, так и признаки тех эмоциональных конфликтов, которые могут нарушать эти состояния. В сновидениях происходит мобилизация и здоровых, и невротических защитных механизмов. Развязкой оказывается действие, направленное на то, чтобы открыто встретиться с возникающими напряжениями и устранить дисбаланс, вызванный тем эмоциональным материалом, который послужил причиной сновидения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.