Перечислим характеристики значения и смысла, выделенные Дж. Тейлором в качестве основных при анализе содержания сновидений:
* Каждое сновидение направлено на гармонизацию и осуществление целостности и гармонии внутренней и внешней жизни.
* В каждом сновидении три - четыре раза в течение ночи происходят всплески сексуальной активности, элемент либидо, так как понимал его З.Фрейд.
* Каждое сновидение содержит элемент бессознательного исполнения желаний. Сновидение отражает элементы личности сновидящего, его внутренней жизни и жизненной энергии, Это основное положение гештальт - школы работы со сновидениями. Люди, вещи и ситуации представляют в наших сновидениях аспекты нас самих.
* В сновидениях содержатся элементы, характеризующие физическое здоровье, самочувствие и жизненный тонус. Современные исследования показывают, что процесс сновидения сопровождают определенные биофизические и биохимические состояния. Среди них быстрые движения глаз, определенные колебания в мышечном тонусе и резкие колебания уровней серотонина и норадреналина (или норэпинефрина) в крови. Последний связан с изоляцией и иммобилизацией центральной нервной системы, что не дает нам реагировать на сновидения физически, когда мы их видим. Хождение и разговоры во сне происходят только вне периодов быстрого сна, и поэтому связаны скорее с памятью, чем с непосредственным переживанием сновидения.
* Сновидения включают элементы, привнесенные из воспоминаний предыдущего дня или недавнего прошлого, известные под термином "дневной осадок". Вопрос, который следует задавать в отношении "дневного осадка", не "Какое конкретное событие вспомнилось?", но "Почему это, а не что-либо другое были вплетено в опыт сновидения?".
* Кроме того, всегда есть элемент структуры сновидения, связанный с обработкой информации в памяти, - переход краткосрочного запоминания в категорию длительной памяти, связанный, скорее с эмоциональными или символическим содержанием, чем с объективной формой или относительной важностью в жизни наяву.
* В сновидениях могут иметь место элементы, отражающие личности отношения к власти и превосходству в реальной социальной жизни. Этот аспект работы со сновидениями выделял А.Адлер. Сновидение выражает жизненный стиль и стиль мышления, начавший формироваться в дошкольном детстве, содержит предположения о будущем, о жизненных целях и о возможных последствиях конкретных событий.
* Язык сновидений это символы и метафоры. Эмоции, мысли, ощущения и интуиция переводятся в сновидениях в метафорическую или символическую форму.
* Многогранное метафорическое значение сновидений реализуется именно в той форме, которое принимает данное сновидение, потому что это лучшая "подгонка", которая возможна для сновидящего в данное время. Основной принцип организации множественных уровней значения и информации - символический резонанс.
* Сновидение предполагает элемент архетипической драмы. Даже когда они носят личный характер и на вид обыденны, в них все равно содержится путь, который выводит индивидуальное на уровень универсальности всего человеческого опыта.
* Сновидение может иметь элемент "годовщины", или "ознаменования" значимых событий жизни наяву и во сне.
* Сновидение содержит элемент конструктивной самокритики и юмора.
* Сновидение может содержать элемент творческого вдохновения и решения проблем.
* Сновидение может быть "нагружено" трансперсональным значением и экзистенциальным переживанием предчувствия неизбежности смерти. Религиозные верования всего мира отражаются в общем опыте сновидений (таких как выход из тела, сновидения о ком-то недавно умершем, сновидения о небесах, аде, прошлых жизнях и т.д.).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.