Особый интерес у исследователей вызывает новаторский подход Г. Лабержа, разрабатывающего оригинальные методы вызывания осознанных (управляемых) сновидений для решения как повседневных задач, так и направленных па формирование новых жизненных стратегий и изменение мировоззренческой позиции.
Таким образом, научные исследования сновидений, психотерапевтическая практика, возможности использования сновидений для творческого решения проблем побудили автора к созданию данного пособия.
Целью этого пособия является помощь в раскрытии и использовании такого мощного психологического средства, которым располагает каждый человек, - сновидения.
Задачи, которые решаю тел и работе:
- познакомить читателя с равными аспектами и подходами к проблеме сновидения: культурно-историческим, психофизиологическим, собственно психологическим;
- раскрыть возможности применения сновидений в психотерапии, творческом решении проблем, интеграции и личностном росте;
- предложить методы анализа сновидений, варианты работы с ними, методики активизации собственного личностного и профессионального потенциала.
Учебно-методическое пособие состоит из пяти глав, каждая из которых наряду с и теоретическим обоснованием вопроса содержит практические рекомендации, упражнения и вопросы для самостоятельной работы со сновидениями.
Примеры, иллюстрирующие теоретические положения, отобраны из психотерапевтической практики автора, а также из описаний, любезно предоставленных студентами ПСИ.
Практическая апробация методов работы со сновидениями осуществлялась в рамках исследовательской программы Института Трансперсональной психологии, на авторском семинаре-тренинге "На Тропинках снов" (Киев, 2002 год), в спецкурсе "Психология сновидений", прочитанном на 5 курсе социально-психологического факультета ПСИ.
Глава 1. Культурно-исторические аспекты проблемы сновидений
Бог создал сны, чтобы показать путь спящему, глаза которого во тьме.
Древнеегипетский текст
Исторически в традиционных обществах сновидения рассматривались кик источник контакта с духовной силой. Сны использовали в качестве ориентиров для принятия решений в индивидуальной и общинной жизни, а прославление сновидений и жизни в них служило центром ритуалов и церемоний. Этот ритуальный обмен рассказами о сновидениях и церемония их постановки объединяли общину, укрепляли веру, на которой основывалась общинная жизнь. Многие верования, мифы, легенды и предания могут рассматриваться как развивающиеся из переживаний в сновидениях, и поскольку эти переживания имеют одинаковые архетипические корни, то в моделях религиозных верований в нетехнологических культурах проявляются общие элементы.
В переживаниях сновидений, общих для всех людей, существуют повторяющиеся элементы, например, вера в "множественность души". В сновидениях части этой множественности покидают тело, а в бодрствующем состоянии возвращаются в него; некоторые из этих тел продолжают иметь самостоятельное, не связанное с другими существование. В современной психологии эта идея находит отражение в понятии "множественной личности". Еще одно общее представление - элемент панпсихизма: принято было считать, что лаже неодушевленные предметы имеют душу или дух, который часто общается с человеком в сновидениях.
Существует множество примеров религиозных ритуалов, связанных со сновидениями в традиционных культурах. Так, каждое т племен Ирокезской лиги восточных лесов имело свои уникальные церемонии обмена рассказами о сновидениях и их постановки. В деревнях могавков сновидящие составляли загадки, вдохновленные образами и событиями сновидений, а затем дарили или получали дары, основываясь на том, разгаданы загадки, или нет. В племени сенека требования к работе со сновидениями были наиболее радикальными: каждое сновидение должно было символически или на самом деле разыграно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.