Тень в своем уникальном проявлении в каждом из нас всегда несет залог негативного и, в общем, регрессивного пути, саму энергию или образ мысли, чувствования и бытия, которых недоставало в нашем сознании и которые абсолютно необходимы для нашего дальнейшего развития. Таким образом, на коллективном уровне сами элементы, которые вытеснены в доминирующей "мужской" технологической культуре (непосредственность, сексуальность, эмоциональность, родственность природе и т.д.), являются теми самыми элементами, которые проецируются на других.
На уровне личности невозможность сознательно принять собственную энергию Тени становится механизмом, посредством которого страхи, ненависть и глупости, которые питают коллективные драмы угнетения и нарушения экологии, становятся активированными и проецируемыми. Когда мы допускаем, что мы злы так же, как и добры, и образно осознаем нашу собственную энергию Тени, тогда мы освобождаемся от ироничных, принудительных драм, изживших себя, и энергия, растрачиваемая в повторяющемся, невротическом поведении, высвобождается, становясь сознательной, дающей возможность выбора и творческого использования.
Признание Тени как персональной реальности является самой сложной вещью, которую каждому из нас приходилось когда-либо делать в жизни. Это ставит человека перед страхом смерти, для того, чтобы личность или общество развивались и достигали зрелости. Старая самость должна умереть и тем самым открыть дорогу новому. Это психологическая и духовная смерть, которую мы с ужасом приравниваем к смерти физической. Мы идем на все, чтобы сохранить наше "бессмертное" состояние. Принимая смерть старого (часто испытывая это как смерть в сновидении), мы высвобождаем энергию, ранее тратившуюся на поддержание самообмана, вытеснения и проекции, и этот акт становится причиной "возрождения" и "вечной жизни" - послание, запечатленное в метафорах мировых религий и выраженное в социальном и культурном языке каждого народа.
'Тень легче всего видна в форме тех, кого мы больше всего не любим или боимся. Это люди, которых мы воспринимаем как своих "врагов". В этом смысле христианское указание любить наших врагов является простым утверждением психологического факта: если мы не сможем любить наших врагов, мы никогда не станем цельными внутри себя. Только тогда, когда мы активно осознаем, по словам Рам Дасса, что "я тоже есть это", мы способны расти и изменяться, извлекать творческую пользу из наших самых глубинных энергий.
К.Юнг проявлял большой интерес к мандалам и изучал их использование в разных культурах. Он обнаружил, что его пациентам часто снятся сны-мандалы в момент, когда их самость становится центром интегрированной психики, и, наоборот, в момент психического разлада и дезориентации, когда необходимо какое-то "самоисцеление".
Мандала - это совершенная, абсолютно уравновешенная фигура с особо выделенным центром. Обычно она круглой формы, хотя бывает и квадратной. Мандала используется в качества объекта созерцания и сконструирована так, что побуждает смотрящего фокусироваться па центре, отключившись от периферической части фигуры. Вот пример сна-мандалы:
"Я гуляю в лесу и подхожу к очень большой, имеющей квадратную форму расчищенной площадке, в каждом углу которой растет высокая сосна. Когда я вступаю на эту площадку, я перешагиваю через большое бревно, лежащее у меня на пути. Я замечаю, что это бревно соединено с двумя другими, а те в свою очередь еще с двумя и вместе образуют пятиугольник. В центре этого пятиугольника маленький круг из темных булыжников, некоторые из них имеют причудливую форму. Я понимаю, что это место некогда было костром. Подхожу ближе, чтобы посмотреть, остались ли там тлеющие угольки. Я слышу треск позади и понимаю, что этот горит лес. Я оглядываюсь вокруг и вижу повсюду желтые и красные языки пламени, которые охватил и уже все вокруг, кроме тех четырех сосен. Я понимаю, что должна стоять в каменном круге, в центре безопасной зоны пятиугольника, пока пожар не кончится".
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.